Рекордный полёт самолета на солнечной энергии. Вокруг Земли без дозаправки: топ мировых рекордов авиаперелетов  Беспосадочный перелет вокруг земли

Рекордный полёт самолета на солнечной энергии. Вокруг Земли без дозаправки: топ мировых рекордов авиаперелетов  Беспосадочный перелет вокруг земли

Самолет Solar Impulse-2, питающийся от солнечных батарей, 9 марта 2015 года поднялся в воздух в Абу-Даби и взял курс на восток от Объединенных Арабских Эмиратов в направлении Омана, чтобы установить мировой рекорд кругосветного полета.

Самолет облетит вокруг Земли сложным маршрутом с многочисленными остановками в течение ближайших пяти месяцев. Остановки потребуются для отдыха, ремонта и популяризации технологии.

Пилотировать одноместную машину будут попеременно два швейцарских энтузиаста экологически чистых технологий – Андре Боршберг, сидевший за штурвалом в Абу-Даби, и Бертран Пикар.

Условия успеха

«Я уверен, что у нас особенный аэроплан и он перенесет нас через океаны», — сказал перед взлетом Боршберг в интервью Би-би-си.

Предшественник нынешней машины, Solar Impulse-1, поставил целый ряд мировых рекордов, в том числе перелет через североамериканский континент в 2013 году.

Однако путешествие вокруг Земли оказалось более амбициозной целью, и для этого пришлось построить самолет еще больших размеров. Размах крыльев Solar Impulse-2 составляет 72 метра – это больше, чем у Boeing-747. При этом он весит всего 2,3 тонны. Малая масса – одно из условий успеха экспедиции.

Монокрыло самолета покрыто 17,2 тысячами солнечных батарей, которые производят энергию для снабжения электромоторов летательного аппарата. Максимальная скорость самолета — 140 километров в час.

Производительность и надежность 17 тысяч солнечных элементов на верхней поверхности крыльев, а также литий-ионных аккумуляторов, подзаряжающихся от солнечных панелей для полета в темное время суток — второе условие успешного завершения полета.

Это особенно важно для перелетов через Тихий и Атлантический океаны, которые будут продолжаться несколько дней без посадки.

Произвела самолет французская компания-проектировщик Dassault Systеmes. Самолет Solar Impulse 2 был представлен общественности в апреле 2014 года. В июне он прошел очередные испытания. Первый длительный полет летательного аппарата на солнечной энергии состоялся 7 апреля 2010 года. Тогда Solar Impulse удалось провести в воздухе приблизительно 75 минут.

Без сна

Во вторник утром экипаж отправится в сторону Индии и Китая, после этого путешественники пролетят над Тихим океаном, США и странами Европы. Как ожидается, за пять месяцев летательный аппарат преодолеет 35 тысяч километров.

Пилотам практически все это время придется обходиться без сна – они смогут лишь задремать минут на 20, как это делают яхтсмены-одиночки.

Задача осложняется необходимостью пребывать все это время в кабине размером всего 3,8 кубического метра, что ненамного больше телефонной будки.

Боршберг говорит, что ему позволит выдержать эти нагрузки йога. Пикар надеется на самогипноз. «Но и моя страсть меня тоже будет поддерживать», — добавляет он.

«У меня 16 лет назад зародилась мечта облететь вокруг света без топлива на одной солнечной энергии. А сейчас мы вот-вот это сделаем. Я с нетерпением жду, когда окажусь в кабине», — отметил Пикар.

Авиаторов поддерживает хорошо обученная команда инженеров. Центр управления полетом находится в Монако, но группа инженеров будет следовать за самолетом всюду. У них есть мобильный ангар на время стоянок.

Успех Solar Impulse-2 отнюдь не гарантирован. Компьютерные модели показывают, что перелеты через океан возможны, но лишь при благоприятных погодных условиях.

Это означает, что возможно, команде придется неделями ждать хорошей погоды на земле.

Если самолет не сможет перелететь через Тихий океан или Атлантику, пилот катапультируется и будет плавать в океане с помощью снаряжения для выживания, пока его не подберет проходящий корабль.

Андре Боршберг – по образованию инженер и военный летчик, но свое состояние он сделал на интернет-технологиях.

Бертран Пикар известен своими подвигами на поприще воздухоплавания. В 1999 году он совершил первый беспосадочный полет вокруг Земли на воздушном шаре.

Он сын Жака Пикара, первым опустившегося в 1960 году на дно Марианской впадины – самой глубокой точки Мирового океана.

А его дед Огюст Пикар в 1931 году первым поднялся на воздушном шаре в стратосферу.

Почти закончено кругосветное путешествие на самолете Solar Impulse 2. Почему так велика значимость полета?

Летом 2016 года самолет Solar Impulse 2 завершил первый перелет на солнечных батареях через Атлантику. Уникальный эксперимент заключался в том, что эта воздушная машина уже больше года пыталась совершить кругосветное путешествие, не потратив при этом ни капли топлива. В прошлом году полет был прерван на 9 месяцев вследствие непредвиденной поломки оборудования. В этой статье мы расскажем о кругосветном путешествии Solar Impulse 2 и объясним, почему так велика значимость этого эксперимента.

Основатели

Идея создания самолета Solar Impulse принадлежит двум швейцарцам Бертрану Пикару и Андре Боршбергу. Пикар работает психиатром, а у Боршберга свой бизнес, но оба они обладают приличным опытом участия в различных авантюрных затеях.

Еще в 1999 году Пикар облетел Землю на воздушном шаре без посадки, тем самым стал первым человеком, которому удалось благополучно завершить такой полет. Боршберг на протяжении двух десятков лет был пилотом истребителей Военно-воздушных сил Швейцарии.

Оба путешественника управляют одноместным самолетом Solar Impulse по очереди. Финансируют интересный проект как государственные структуры, так и частные компании.


Первый полет

«Мы обратились в несколько компаний, которые занимаются разработкой летательных аппаратов, – говорит Андре Боршберг. – Они посмотрели на набор спецификаций и сказали, что мы требуем невозможного. Поэтому нам пришлось построить такой аппарат самим. Точнее, даже два».

В 2003 году начались первые работы по созданию Solar Impulse на солнечных батареях. В 2009 году уже был готов прототип самолета, первая версия которого могла совершить беспосадочный перелет в течение определенного времени (36 часов).

Через год уникальным самолетом Solar Impulse 1 был установлен мировой рекорд. Длительность перелета на солнечных батареях составила 26 часов (остаток заряда в аккумуляторах после полета ночью был на уровне порядка 40%). У второй версии Solar Impulse в 2013 году время беспосадочного перелета увеличилось еще больше.


Восемь мировых рекордов было поставлено во время первого полета самолета на солнечных батареях Solar Impulse 1. Летчики Боршберг и Пикар планируют, не останавливаясь на имеющихся результатах, двигаться дальше и как можно быстрее апробировать Solar Impulse 2 (вторую версию экспериментального самолета).

Летающая лаборатория

Solar Impulse 2, согласно официальным пресс-релизам разработчиков, в большинстве случаев называется не самолетом, а летающей лабораторией. В ней на протяжении всего полета апробируются инновационные инженерные разработки. Те конструкции, которые десятилетиями были задействованы в традиционной авиации, здесь не используются, потому что их вес не подходит для Solar Impulse 2, он является слишком большим.

По словам Боршберга, они с Пикаром застрахованы от любых технических ошибок во время эксплуатации самолета. Solar Impulse 2 проектировался вначале в электронном виде посредством САПР (системы автоматического проектирования). Только после этого детали воздушной машины, многие из которых не имеют аналогов в существующей авиации, изготавливались уже из реальных материалов.

Всего 50 кг весит каркас фюзеляжа из легкого углепластика, произведенного швейцарской компанией без применения в производстве эпоксидных смол. Изготовители авиационных деталей не обладают опытом реализации подобных конструкций, поэтому сделать фюзеляж из углепластика было, можно сказать, определенной проблемой. Но специалисты из Decision, занимающиеся проектированием скоростных яхт, успешно справились с этой задачей.

Бертран Пикар рассказывают, что во время производства фюзеляжа посредством системы CATIA учитывался каждый грамм конструкции, а все детали прошли через тестирование на компьютере, позволяющее воссоздать любые нагрузки при минимальном запасе прочности. Следующий этап тестирования заключался в том, что эти же элементы самолета апробировались уже в реальных условиях.

Однажды Боршберг поделился с журналистами своей любимой шуткой: любая деталь, которая не сломалась в процессе испытаний, слишком тяжела для Solar Impulse 2.

Но один элемент, который играет значительную роль во всей конструкции, к удивлению оказался очень легким. Это была изготавливаемая в течение пяти месяцев хвостовая балка. Во время испытаний в ней появилась трещина, возникшая из-за ошибки при компьютерном проектировании.

Пикару и Боршбергу пришлось перенести перелет на год. Это время использовалось для улучшения качеств уже имеющейся конструкции самолета и совершения перелета в США на прототипе первой версии Solar Impulse.


В 2013 году была готова вторая версия самолета с увеличенным временем беспосадочного перелета.

Интересно то, что размах крыла у второй версии воздушной машины гораздо больше, чем у Boeing-747 и чуть-чуть меньше, чем у огромного Airbus A380. Вес Solar Impulse 2 составляет 2300 кг и этот самолет способен лететь на высоте до 12 км, в то время как стандартный потолок равен 8 000 метров.

Почти 270 м2 равна площадь солнечных батарей у Solar Impulse 2. Эти агрегаты дают энергию четырем двигателям, которые разгоняют скорость самолета до 140 км в час. Конечно, такие цифры являются максимальными, и во время обычного полета Solar Impulse 2 в основном летит немного медленнее: 90 км в час в дневное время и 60 км в час – в ночное.


Технические характеристики Solar Impulse 2

Высота полета: 8500 м
Номинальная масса: 2300 кг
Крейсерская скорость: 70 км/ч
Размах крыла: 72 метра
Батареи: Li-Ion с плотностью энергии 260 Втч/кг расположены в четырех мотогондолах вместе с системами управления процессом заряда и контроля температуры. Полная масса батарей составляет 633 кг.
Силовая установка: четыре бесколлекторных электродвигателя с КПД 94% и мощностью 13,5 кВт через редуктор (1:10) приводят двухлопастные пропеллеры диаметром 4 м с максимальной скоростью вращения 525 об/мин.
Масса: 400 кг.

Кокпит
Негерметичный и необогреваемый кокпит объемом 3,8 м3 должен поддерживать жизнедеятельность одного пилота на протяжении 5-7 суток. Для защиты от колебаний температуры внешней среды (от -40 до +400°C) используется пассивная теплоизоляция. Кокпит оснащен раскладываемым креслом для отдыха и туалетом. В сутки пилот будет расходовать 2,4 кг пищи, 2,5 л воды и шесть баллонов с кислородом.

Компьютер
Автопилот помогает стабилизировать полет и отслеживает состояние всех систем. Об опасных кренах, превышающих 50, система сообщает с помощью вибрационных устройств, вмонтированных в рукава костюма пилота. Более ста различных параметров самолета и жизненных показателей пилота передаются по спутниковой связи в центр управления полетом.

Конструкция
Каркас фюзеляжа изготовлен из сверхлегких композитных материалов – сверхлегкого углепластика (на базе углеткани втрое легче обычной бумаги, 25 г/м2) и сотовых наполнителей и весит всего лишь 50 кг. Крыло имеет размах 72 м, внутри его аэродинамический профиль поддерживают 140 углепластиковых нервюр, расположенных с 50-сантиметровыми интервалами.


Медленный полет

Официальная презентация самолета Solar Impulse 2 состоялась в 2014 году. Хотя уже и был опыт апробации Solar Impulse 1, Пикар и Боршберг решили до начала первых полетов провести дополнительные испытания на специальном тренажере, который предназначался для отработки основных навыков управления летающей лабораторией.

Однако, вопреки первичным предположениям, эту задачу, оказалось, довольно сложно реализовать в реальности. Пришлось пригласить для консультации бывшего пилота NASA, обладающего огромным опытом в решении подобного рода проблем.

В процессе многодневных тренировочных испытаний обнаружились следующие недочеты: у Solar Impulse 2 была слишком медленная реакция на команды по крену, но в тоже время слишком чувствительная на команды к тангажу. По словам Пикара, нужно быстро реагировать на крены, но в тоже время прекращать ввод органами управления до появления любой реакции. Коррекция крена 5°, занимающая 20 секунд – это максимальный допустимый угол, установленный на Solar Impulse 2 в рамках обеспечения безопасности самолета.

Конечно, самолет Solar Impulse 2, обладающий подобными техническими характеристиками, в плохую погоду для полетов не используется. Кроме того, летчикам надо принимать все возможные меры для того, чтобы избежать попадания в зону турбулентности.

На максимально большой высоте планируется провести крейсерский полет, и посадить самолет уже в темное время суток (в это время турбулентность поверхности земли небольшая).

«Двадцать человек будут следить за Solar Impulse 2 из центра по управлению полетом, в том числе среди этих людей есть метеорологи, которые предварительно спрогнозировали погоду во временных рамках кругосветного путешествия воздушной машины, – рассказывает Боршберг. – Помимо этого, специалисты-метеорологи на протяжении всего полета будут вовремя производить коррекцию маршрута. Это позволит избежать сильного ветра, турбулентности и облачности из за которой может быть снижена солнечная энергия и привести к образованию обледенения».


Полет Solar Impulse 2 в дневное время планируется на максимальной высоте (8500 метров), а в ночное – до 3000 метров с аэродинамическим качеством 40 (иным словами, если самолет снизится на 1 метр, он пролетит 40 метров по горизонтали), что в конечном итоге обеспечит дополнительные 220 км полета. Поэтому энергии в солнечных батареях хватит для набора крейсерской высоты даже при низкой облачности.

Раньше таких самолетов никогда не строили. 12000 солнечных батарей находятся на больших крыльях Solar Impulse 2. В дневное время эти батареи заряжают литиевые аккумуляторы, за счет которых самолет может продолжать полет в темное время суток.

По мнению авторитетных экспертов в области авиастроения, Боршберг и Пикар реализовали, можно сказать, уникальный проект, не имеющий аналогов в истории авиации. Их крайне продуктивное партнерство позволило воплотить в жизнь всё необходимое для реализации этого проекта.

Пикар (по образованию психиатр) удачно привлек инвесторов, а коммерсант Боршберг организовал группу, в которую входят 80 высококвалифицированных технических специалистов, в том числе в области авиастроения.


Solar Impulse 2 кругосветное путешествие

Предполагается, что за 5 месяцев Solar Impulse 2 на солнечных батареях облетит весь мир. 9 марта 2015 года в Абу-Даби было начато кругосветное путешествие. После этого Solar Impulse 2 полетел в Оман, потом в Мьянму, Индию, Китай и Японию. Далее - через Тихий океан на Гавайи. В планы летчиков еще входит США и Испания, а закончить свой полет они планируют в Абу-Даби. Завершить путешествие отважные экспериментаторы хотели еще в 2015 году, но у Solar Impulse 2 появились поломки солнечных батарей, которые ремонтировались в течение 9 месяцев. Весной 2016 года самолет продолжил полет.

На данный момент у Solar Impulse 2 на солнечных батареях остался только один окончательный перелет – из Испании в Абу-Даби. Но пока его точная дата не определена. Самолет Solar Impulse 2 в течение 5 дней способен лететь без посадки. Целых 117 часов 52 минуты продолжался перелет из Нагойи на Гавайи, Андре Боршберг преодолел за это время 8924 км при средней скорости 75,7 км в час.

Помогли в трудном перелете Боршбергу занятия йогой, которую он практиковал прямо в кабине самолета. Кроме того, восстанавливал силы периодический кратковременный сон. Оба пилота: и Пикар, и Боршберг основным неудобством считают отсутствие душа (испытатели использовали влажные салфетки). Кроме того, туалет в самолете представлял собой небольшую дыру на дне кабине, что тоже было крайне некомфортно.

Итак, ранним утром в конце июля 2016 года самолет Solar Impulse 2 на солнечных батареях завершил кругосветное путешествие через Атлантический океан. Целых 19 мировых рекордов было поставлено во время этого полета. 11000 кВт/ч электроэнергии сгенерировали солнечные батареи Solar Impulse 2.

В целом, на этом самолете было реализовано 17 полетов, общая протяженность которых составила 42000 км. Летательный аппарат Solar Impulse 2 пролетел над двумя океанами и тремя морями. Общая стоимость проекта составила 115 млн. евро.

Основной задачей Solar Impulse 2 является привлечение внимания мировой общественности к «чистой энергетике». Ведь кругосветное путешествие, совершенное на уникальном самолете доказало, что солнечная энергия может заменить топливо и стать возможной альтернативой в авиации.

Однако Пикар и Боршберг не считают, что Solar Impulse 2 может быть основным видом транспорта. По их мнению, этот самолет – символ того, что с помощью возобновляемой энергетики реально добиться потрясающих результатов.

Ранее уже были попытки реализации подобных проектов, но ни один из них не обладал настолько технически продуманной системой. Никогда не совершал еще полет самолет на солнечных батареях, который может лететь и днем, и ночью. Такой первой воздушной машиной стал именно Solar Impulse 2.

Проект интересен уже по той причине, что кругосветное путешествие самолета Solar Impulse 2 доказало искусственную необходимость использования нефти в качестве источника топлива, которым пользуются во всем мире.

Кругосветное путешествие на самолете Four Seasons Jet

Первое кругосветное путешествие на самолете Four Seasons состоялось в 2012 году. Сейчас этот самолет — предназначенный для 52 «особо важных» пассажиров Boeing 757 — совершает полеты по нескольким разработанным маршрутам с двух-трехдневными остановками в различных городах. Во время них путешественники проживают в отелях Four Seasons. Впрочем, на борту самолета любителям дальних странствий будет не менее комфортно, чем в номерах гостиниц знаменитой сети: самолет оборудован полностью раскладывающимися креслами из белой кожи итальянской компании Iacobucci с персональной мультимедийной системой Bose. Пассажирам также предоставляются сотканные вручную пледы из монгольского кашемира, наборы косметических средств Bulgari, персональное меню от шеф-повара и услуги консьержа.

Вариантов кругосветных путешествий несколько: например, одно включает в себя остановки в популярных туристических городах вроде Нью-Йорка или Токио, а другое — в экзотических, наподобие тайского Чиангмая. Есть и тематические туры: к примеру, по городам с богатым культурным наследием вроде Праги, Милана и Парижа. Ближайшее кругосветное путешествие Four Seasons Jet начнется в августе этого года в Сиэтле и будет включать в себя двух-трехдневные остановки в Токио, Пекине, на Мальдивах, в танзанийском национальном парке Серенгети, Стамбуле, Петербурге, Марракеше и Нью-Йорке. Правда, мест на 2015 год уже не осталось, зато еще есть шанс оказаться в кругосветном путешествии в следующем году. На 2016-й уже запланированы четыре новых маршрута. Стоимость кругосветных путешествий начинается от $119 000 на человека при условии размещения в двухместном номере. За размещение в одноместном нужно будет заплатить дополнительно.

Полет на воздушном шаре над Мьянмой

Полюбоваться древними пагодами на территории ныне разрушенного города Баган и живописными берегами реки Иравади в Мьянме можно во время полета на воздушном шаре. Такие полеты устраивает, к примеру, компания Balloons over Bagan, созданная супругами Бреттом Мельтцером и Кхин Омар Вин в 1999 году. Полет класса «премиум» на воздушном шаре, рассчитанном на восемь пассажиров, длится от 45 минут до часа. В стоимость входит также трансфер из гостиницы и обратно, а также легкий завтрак с шампанским. Цены на полет премиум-класса составляют $380 на человека и могут повышаться в период рождественских и новогодних каникул. Заказать тур можно в центральном офисе компании в городе Янгон.

Путешествие по Юго-Восточной Азии на поезде Eastern & Oriental Express

Поезд Eastern & Oriental Express ходит по маршрутам, связывающим Таиланд, Лаос, Сингапур и Малайзию. Вагоны поезда отделаны тиковым деревом, а в каждом купе есть кондиционер, отдельный санузел и огромные окна. В купе ежедневно подаются завтраки, а пообедать и поужинать можно в одном из двух вагонов-ресторанов. В вагоне-баре по вечерам играет живая музыка, а в хвостовой части поезда расположен обзорный вагон. Стоимость туров зависит от выбранного маршрута. К примеру, двухдневное путешествие из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Бангкок обойдется от $2280 на человека, а четырехдневное по маршруту Бангкок — Куала-Лумпур — Сингапур — от$ 2690.

Самые дорогие туры — новогодний и «Мифы полуострова» (Fables of Peninsula). Новогодний длится четыре дня и три ночи. Поезд проходит по маршруту Сингапур — Куала-Лумпур — Бангкок. По пути пассажиры останавливаются в малазийском городе Баттерворт, откуда могут доплыть на пароме до острова Пенанг и посетить там город Джорджтаун, а также на одном из тайских пляжей, где, собственно, и встречают Новый год. Стоимость такого путешествия составляет от $4140 человека. Тур «Мифы полуострова» длится семь дней и восемь ночей и стоит от $7900. Путешествие начинается в Сингапуре, а маршрут пролегает через Куала-Лумпур, живописные Камеронские горы, мимо острова Пенанг, который также посещают пассажиры поезда, и пляжного тайского города Бан-Хуай-Янг. Путешествия на Eastern & Oriental Express организовывает компания Belmond, на сайте которой можно заказать поездку.

Посетить колонию пингвинов в Антарктиде

Антарктида — одно из самых интересных мест планеты, и поездка туда точно станет «путешествием всей жизни». Организацией таких путешествий занимаются различные туристические компании по всему миру — к примеру, британская White Desert или российская Poseidon Expeditions. Первая предлагает девятидневный тур с посещением колонии императорских пингвинов и полетом к Южному полюсу. Во время тура путешественники проживают в специальном лагере, для них могут организовать дополнительные активности вроде скалолазания или ски-кайтинга, а на Южном полюсе проводят экскурсию по американской исследовательской станции имени Амундсена — Скотта. Стоимость такого путешествия составляет €62 000 на человека, и в нее входит перелет из южноафриканского Кейптауна до Антарктики.

Увидеть колонию пингвинов можно и во время круизов, организуемых Poseidon Expeditions с ноября по март. Круизы проходят на судне класса люкс Sea Spirit, их длительность составляет от 11 до 13 дней. Во время круиза путешественники проплывают пролив Дрейка, живописный пролив Лемар, высаживаются на бывшей британской научной станции Порт-Локрой, ныне ставшей музеем, и на острове Десепшн, где находится одна из самых больших колоний пингвинов. По желанию можно заказать каякинг или ночевку в кемпинге — обе эти услуги могут быть платными или бесплатными в зависимости от программы круиза. Стоимость такого путешествия начинается от $8856. Один из круизов проходит в новогодние каникулы и, по словам менеджеров Poseidon Expeditions, пользуется большой популярностью у наших соотечественников — на группу из 114 человек приходится 20 -30 российских пассажиров.

Поездка по Германии и Швейцарии на Bugatti Veyron Grand Sport Vitesse

Для любителей высоких скоростей и дорогих машин международная компания Global Racing Schools устраивает пятидневный автопробег по Германии и Швейцарии на автомобиле Bugatti Veyron Grand Sport Vitesse. Тур начинается в Штутгарте, маршрут пролегает через Шварцвальд, по побережью Боденского озера и через Баден-Баден. Путешественники смогут проехать за рулем Bugatti Veyron Grand Sport Vitesse около 700 км. В программу также входят посещения музеев автомобильных марок Porsche и Mercedes-Benz, швейцарской часовой мануфактуры IWC, трансфер на лимузине из аэропорта Штутгарта до отеля, а также проживание в пятизвездочных отелях во время путешествия. Стоимость тура составляет €64 350 на двух человек.

Первый в мире кругосветный беспосадочный перелет состоялся в 1949 году.

Стратегический бомбардировщик 43-й бомбардировочной группы ВВС армии США Boeing B-50 Superfortress с экипажем из 14 человек 26 февраля взлетел с авиабазы Касвелл (Форт-Уэрт, штат Техас).

Самолет вернулся на этот же аэродром 2 марта, преодолев за 94 часа и 1 минуту расстояние в 37 742 км. Средняя скорость составила 401 км/ч. В полете запасы топлива бомбардировщика четыре раза пополнялись с помощью самолетов-заправщиков.

Первый беспосадочный перелет вокруг земного шара без дозаправки совершили 14–23 декабря 1986 года Дик Рутан и Джина Игер на самолете Rutan Model 76 Voyager.

Воздушное судно с двумя поршневыми двигателями было построено авиаконструктором Бёртом Рутаном специально для установки рекорда. Полет длился 216 часов 3 минуты и 44 секунды. Всего самолет преодолел 42 432 км со средней скоростью 186,11 км/ч.

1–3 марта 2005 года предприниматель и летчик Стив Фоссет на самолете Virgin Atlantic GlobalFlyer установил мировой рекорд скорости безостановочного кругосветного пилотируемого перелета без дозаправки.

Одноместный самолет с турбореактивным двигателем, созданный компанией Бёрта Рутана Scaled Composites, совершил полет вокруг Земли за 67 часов 1 минуту и 46 секунд. Средняя скорость полета составила 590,7 км/ч, самолет преодолел дистанцию в 36 912 км.

Рекорды длительности перелетов

Первым в серии громких советских рекордов длительности авиаперелетов стало достижение экипажа Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.

20–22 июля 1936 года они на экспериментальном самолете АНТ-25 (главные конструкторы - Андрей Туполев и Павел Сухой) перелетели из Москвы на дальневосточный остров Удд (ныне - остров Чкалова, Хабаровский край). Воздушное судно преодолело 9 374 км за 56 часов 20 минут.

12–14 июля 1937 года экипаж Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина на АНТ-25 улучшил достижения коллег, совершив за 62 часа 17 минут беспосадочный перелет на расстояние 11 500 км по маршруту Москва - Сан-Джасинто (штат Калифорния, США).

Их рекорд был побит в ноябре 1938 года: два бомбардировщика Vickers Wellesley британских ВВС пролетели без посадки 11 539 км между Египтом и Новой Австралией.

Рекорд продолжительности пилотирования самолета с дозаправками был установлен в 1959 году в США.

Роберт Тимм и Джон Кук на специально подготовленном легкомоторном самолете Cessna 172 взлетели с аэропорта Маккарран (Лас-Вегас, штат Невада) 4 декабря 1958 года. Воздушное судно безостановочно кружило над летным полем в течение 64 дней 22 часов 19 минут 5 секунд и 5 февраля 1959 года совершило мягкую посадку. Дозаправка самолета в воздухе осуществлялась дважды в день с помощью бензовоза, двигавшегося по территории аэродрома.

Рекорд самого продолжительного пилотирования самолета без дозаправок установлен в 2015 году в ходе кругосветного полета Андре Боршберга на электросамолете Solar Impulse 2.

В период с 28 июня по 3 июля на участке Нагоя (Япония) - Гавайи (США) Боршберг за 117 часов и 52 минуты преодолел расстояние в 7 212 км. Одновременно он установил рекорд по дальности беспосадочного перелета для электросамолетов. Сам кругосветный перелет прерывался из-за неполадок аккумуляторов воздушного судна.

Рекорд самого продолжительного полета беспилотного летательного аппарата (БПЛА) установлен аппаратом QinetiQ Zephyr 7 на испытательном полигоне Юма армии США (штат Аризона). БПЛА пробыл в воздухе две недели - 336 часов 22 минуты и 8 секунд.

Самые продолжительные беспосадочные регулярные авиарейсы

По состоянию на июнь 2017 года самый продолжительный беспосадочный авиарейс в мире выполняет катарская авиакомпания Qatar Airways по маршруту Окленд (Новая Зеландия) - Доха (Катар).

"ТАСС/Ruptly"

Первый полет был выполнен 6 февраля 2017 года. На рейсе используется дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 777-200LR. Расстояние в 14 524 км между Оклендом и Дохой он преодолевает за 17 часов 30 минут.

Самый продолжительный беспосадочный авиарейс среди российских перевозчиков выполняет "Аэрофлот". Это рейс SU106 по маршруту Москва - Лос-Анджелес (США) протяженностью 9781 км. Дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты Airbus A330-200 преодолевают его за 12 часов 50 минут.

Авиаперевозчик Singapore Airlines планирует получить в 2018 году ультрадальний широкофюзеляжный пассажирский самолет Airbus A350-900ULR. Ожидается, что эти машины будут использоваться для беспосадочных перелетов из Сингапура в Нью-Йорк (США) на рекордное расстояние 15 348 км.

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье".

Самолёт на солнечных батареях Solar Impulse 2, совершающий кругосветный перелёт, завершил самый длинный и сложный этап кругосветки - перелёт на Гавайские острова из китайского Нанкина.

Трудный этап кругосветного путешествия

Посадка на Гавайях является завершением восьмого этапа кругосветного перелета самолета Solar Impulse 2. , он начал кругосветное путешествие 9 марта 2015 года в Абу-Даби. Он уже посетил Оман, Индию, Мьянму, Китай и Японию.

Самый длинный сегмент путешествия оказался более трудными, чем планировалось изначально. Ещё в мае организаторы планировали перелететь Тихий океан. Сначала команда долго ждала вылета из-за неблагоприятных погодных условий. Затем, когда Боршберг уже вылетел в Калаелоа, из-за надвигающегося погодного фронта ему пришлось сесть в японской Нагое.

Несколько недель спустя всё же удалось завершить эту миссию и совершить перелёт из Японии к Гавайским островам. Швейцарский пилот Андре Боршберг приземлил воздушное судно 3 июня в 15:55 по времени Гринвичского меридиана (18:00 мск) в аэропорту Калаелоа (Kalaeloa), расположенного западнее Гонолулу на острове Оаху.

На сайте, посвященном перелету, сообщаются следующие данные об этом этапе кругосветки:

Как видите, после взлета с аэродрома в Нагои, Япония, самолет пробыл в воздухе пять дней и пять ночей подряд, установив за это время три абсолютных мировых рекорда. Первым рекордом стал рекорд по длительности полета, которая составила на момент посадки 117 часов и 52 минуты, вторым и третьим рекордом стали рекорды по времени и дальности полета самолета на солнечной энергии.

Еще одним внушительным достижением является превышение времени самого долгого непрерывного полета без дозаправки самолета, управляемого одним пилотом. Предыдущий рекорд был установлен в 2006 году Стивом Фоссеттом (Steve Fossett), который во время его второго кругосветного путешествия совершил перелет на самолете Virgin Atlantic GlobalFlyer, длительностью в 76 часов.

Во время ставшего уже рекордным этапа кругосветного перелета Андре Боршбергу пришлось столкнуться с целым рядом технических проблем. И это усугубляется тем, что находясь над водами Тихого океана, самолету Solar Impulse 2 просто негде совершить аварийную посадку, кроме как приводниться на поверхность. Находясь в тесной кабине самолета (объемом всего 3,8 кубических метра, примерно как салон обычного 4-дверного седана), пилот может поддерживать свое тело в тонусе, выполняя несложные упражнения физической зарядки и йоги. За все время перелета Андре Боршбергу удалось выделить для сна несколько 20-минутных отрезков времени, пока это позволяло отсутствие турбулентности, которая постоянно «терзает» самолет в воздухе.

«Я чувствую себя чрезвычайно вымотанным и одновременно взбодренным этим экстраординарным перелетом» — рассказывает Андре Боршберг, — «Такое ощущение, будто бы я поднялся на гору Эверест пять раз подряд без большого перерыва на отдых. Команда в Центре управления в Монако (Mission Control Center in Monaco, MCC) была все это время моими глазами и ушами, их работа позволяла мне отдыхать некоторое время, они постоянно максимизировали энергетическую эффективность и передавали мне траектории и стратегии полета, рассчитанные и промоделированные на компьютере».

Далее — Феникс и Нью-Йорк

Через несколько дней коллега Боршберга - пилот Бертран Пиккар (Bertrand Piccard) - сядет за штурвал Solar Impulse и полетит в город Феникс, штат Аризона. Этот сегмент будет почти в два раза короче того, который пролетел Боршберг, - около 4,5 тыс. км - на него пилоту придется потратить четверо суток.

Перед следующим вылетом команда Solar Impulse проверит техническое состояние воздушного судна. Также надо будет дождаться отмашки метеорологов о благоприятных для перелета погодных условиях.

Следующим после Феникса пунктом назначения является Нью-Йорк, затем нужно будет перелететь Атлантический океан. Конечной целью кругосветного перелёта является Абу-Даби, где и началось это путешествие.

Разработчики Solar Impulse отмечают, что самолет не претендует на то, чтобы быть «будущим мировой авиации». Скорее, его называют примером использования потенциала солнечной энергии. Самолет покрыт 17 тыс. солнечных панелей, которые приводят в действие все системы воздушного судна, а также заряжают литий-ионные батареи, поддерживающие работу самолета в ночные часы.



top