Загадки народов карелии. Карелия: путеводитель по местам силы

Загадки народов карелии. Карелия: путеводитель по местам силы

Контрольная

Литература и библиотековедение

Министерство образования РК ГАОУ СПО РК

«Петрозаводский Педагогический колледж»

Контрольная работа по учебной дисциплине:

«Литература ».

Тема:

«Карельские пословицы поговорки загадки. Портрет жанра. Воспитательские возможности» .

Выполнила: студентка заочного отделения

Гр. 414-ДО

Михайлова Анна.

Преподаватель: Зайцева Валентина Викторовна

Петрозаводск 2014 г.

План:

  1. Пословицы и поговорки. 3 - 4
  1. Примеры карельских пословиц и поговорок. 5 - 6
  1. Отличие Пословиц от Поговорок. 7 -8
  1. Загадки. 9 - 10
  1. Примеры карельских загадок. 11
  1. Немного из истории… 12 - 13
  1. Воспитательские возможности на примере занятия 14 - 16

По краеведению «Гости в нашем доме».

8. Список литературы.

Пословицы и Поговорки.

Пословицы и поговорки являются отражением мудрости многих поколений, не утратившие веками своей актуальности. Многие годы эти изречения являлись сводом законов нравственности и норм поведения, оказывали непосредственное влияние на формирование духовности нации.

«цветом народного ума… житейской народной правдой» назвал пословицы В. Даль. В отличии от других фольклорных жанров пословицы бытуют самостоятельно, употребляют их в живой разговорной речи, служат для сравнения, сопоставления, стремления выразить мысль более ярко, образно. По форме они выразительны, метки, кратки, легко запоминаются.(1-156)

Тематика пословиц и поговорок чрезвычайно разнообразна: « это стоны и вздохи, плачь и рыдания, радость и веселье, горе и утешения в лицах» (В. Даль). В пословицах и поговорках по- своему отражены общечеловеческие воззрения, верования, социальные условия жизни народа, но в тоже время проявляется национальное своеобразие.

Пословицы связаны с народными приметами, хозяйственным календарём. Неписанными правилами крестьянского бытия. В них видны все древни занятия карелов – охота, рыболовство, земледелие, животноводство. По- своему жанр затрагивает вопросы морали, народно педагогики, любви к дому, родным местам. Осуждаются пороки - лень, трусость, зло, бесчестие, ложь. Утверждаются положительные нравственные качества – трудолюбие, смелость, добро, честь, правда. Считается, что «мужских» пословиц больше, женская тематика отражена меньше.

Пословицы противоречивы, как сама жизнь. Одни оптимистические, другие пессимистичны; одни утверждают коллективизм, другие индивидуализм. У одного и того же народа пословичные суждения могут быть прямо противоположны одно другому. Так финские пословицы говоря:

  • Званый гость хорош, названный лучше.
  • Собака на зов идёт, хороший человек без приглашения, но: незваному гостю немытую ложку

В пословичном репертуаре любого народа есть тексты глубоко философичные, мудрые по мысли.

К последним можно отнести такую пословицу:

  • Нет такого старого, кто не надеяться ещё год прожить, нет такого молодого, кто поверит – что станет старым.

В силу меткости, краткости, точности выражения мысли, практического применения пословицы и поговорки и сегодня наиболее распространенный жанр карельского фольклора.(1 – 157)

Примеры карельских пословиц и поговорок.

В чужом краю и летом холодно.

Не спеши, когда идёшь ссориться.

Хорошо старому стареть при хороших детях, хорошо малому расти при отце да матери.

Шутки шутит, а на сердце смола кипит.

Лучше горсточка почёта, чем полный подол позора.

Не та красавица что красива, а та что любима.

С хорошей женой даже в решете воду натаскаешь.

От уженной рыбы, да чужого молока не ожиреешь.

Милым забытая – не параличом разбитая.

Жизнь холостяцкая, что день без солнца.

Бедность не на радость приходит.

Щедры господа на обещанья.

Береги умное слово от прохожего.

Рыба не клюёт червячка сэкономишь.

У каждой птицы свои песни, у каждой страны свои обычаи.

Начало трудным бывает, конец работу украшает.
Лучше рябчик в руке, чем два на сучке.(1 – 158-163)

Богата и мила Карельская земля.
Даже горькая трава без корней мертва.
Сила людская и скалы двигает.
Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.
Положил пушинку в общую корзинку.
Кузнец молотом свой хлеб молотит.
Поле потом польешь - силу хлебом вернешь.
Перед хлебушком попляшешь, прежде чем им стол украсишь.
Не накосил сена косою, покосишь деньгою.
Топор теплее шубы греет.
Золотые руки зарабатывают, да рот ненасытный проматывает.
У лодыря и в будни праздник.
Ходячего на сидячего не меняют.
Охотнику погода не помеха.
Где умеют, там имеют.
На хорошей жене дом держится.
Опрятную хозяйку и деревня хвалит.
Где чистота, там и здоровье.
Гость пообедает, дом не обеднеет.
Висок седеет, душа не стареет.
Вино пей, да ума не пропей.
Жену выбирай в будний день.
Где курицы - красавицы, там и петухи - молодцы.
И птицы весною парочками летают.
Кукушка на радость в бору, ребенок на радость в дому.
Изба без детей, что гнездо без птиц.
Вица костей не ломает, а ума прибавляет.
Работа человека красит.
Мастера по батюшке величают.
Молчуну уху не варят.
Жизнь людская - не гладкая дорога.
Метит в рай, поскользнется в ад.
Худая рыба весь невод перепутает.
Начало трудным бывает, конец - работу украшает .(5)

Отличие пословиц от поговорок:

Понятия «пословицы» и «поговорки» настолько часто произносят вместе, что уже не осталось ни малейших сомнений, что речь идет об одном и том же словесном обороте. На самом же деле эти слова синонимами не являются, а называя их вместе, чаще всего имеют в виду только пословицы.

Исследователи полагают, что отличие пословиц от поговорок в следующем:

Пословица передаёт законченное суждение (выражается обязательным наличием подлежащего и сказуемого в предложении), а поговорка только намёк на суждение (отсутствие сказуемого в предложении)

Например:

«Воду в ступе толочь»- поговорка,

« Воду в ступе толочь - вода и будет» - пословица.

Язык написания

Поговорка – это словосочетание, для которого рифма не характерна. Пословица же чаще всего обладает не только рифмой, но и ритмом.

Пословицы просты, в них нет сложных слов и непонятных терминов. Они были созданы простым народом и для народа. Эти фразы лаконичны, конкретны, безапелляционны. Это истина, и с этой истиной спорить не стоит.

Поговорки имеют под собой некий подтекст, иронию. Часто основная идея выражается посредством образов, недоговоренностей, преувеличений.

Характер выражения

Пословица – завершенная самостоятельная фраза. Истинность этого выражения не вызывает ни малейших сомнений, ведь далеко не каждое народное суждение выдерживало проверку временем. Пословица поучает, наставляет, подсказывает, помогает сделать правильный выбор.

И если пословицы – это мудрость народа, то поговорки – это его характер, его язык, его эмоции.

Поговорка является частью какого-либо выражения, добавляя ему настроения, яркости, образности. Как правило, поговорки используют в каком-либо контексте.

Размер

Пословица предполагает изложение мысли максимально коротко. И хотя и имеются пословицы из двух-трех слов, чаще это все же развернутые предложения. А вот для поговорки такая длина является нормой, так как они представляют собой словосочетания. (2)

Загадки.

Загадки близки пословицам по принципу построения фразы, по краткости, выразительности. Значительная часть карельских пословиц и загадок создана в стили калевальской метрики, отчего эти два жанра могут переходить один в другой. Но по условиям бытования в народной среде загадки, естественно, отличаются от пословиц.

Загадка состоит из двух частей – самой загадки и отгадки. Эта двухчастность структуры загадки – одна из её общих жанровых особенностей, имеющая международный характер. Образная часть загадки и отгадка составляют взаимосвязанную систему, без которой загадка теряет смысл. Одна отгадка, как правило, может относиться к нескольким загадкам. Объясняется это тем, что загадка описывает предмет-отгадку не полностью, не даёт её развёрнутой характеристики, а подмечает лишь отдельные её черты, свойства и качества. Так, о сетях есть несколько карельских загадок, и каждая «видит» что-то своё: - Каменный чулок, берестенная обувь, в середине ветхая; - деревянный колокол, каменное копыто пошло болота месить, воды моря бороздить; - Изба одна, окон тысяча; - В воде стоит, на земле падает.

Наблюдается и обратное явление, когда к одному тексту загадки можно «приставить» разные отгадки. Щель в бревне и скрип дверей загадываются одинаково: - Кто первый смеётся, когда в избу входишь?

Основой образной части загадки является метафора. Метафорические загадки по сравнению с неметафорическими (загадки = вопросы, загадки = шутки) считаются более древними. В тексте загадки отгадке соответствуют замена, метафора. Излюбленным приёмом метафоризации в карельских загадках является «одушевление» неодушевлённых предметов. Предметы домашнего обихода: серп, челнок, воз сена – уподоблены волку; звон церковного колокола, раскаты грома – вой волка; люлька, лодка, ткатский станок – зайцу. В роли метафор также выступают овца, корова, конь, собака… . Метафоры противопоставлены отгадки «уводят» от правильного решения, нахождения отгадки. Это придаёт загадкам своеобразную алогичность, ставит предметы, явления «с ног на голову», создаётся необычность мира загадок. Только в загадках можно встретить предметы, имеющие «много ног, а в поле на спине несут» (борона), «выше высоких деревьев, ниже придорожной травы» (дорога). При отгадывание метафора в загадке какбы снимается, она заменяется реальным предметом, и абракадабра, алогизм, замысловатость исчезают.

Для неподготовленного человека разгадать загадку – занятие не совсем простое, но в народной бытовой традиции к этому приучались с детства. Детям были знакомы и предметы загадывания (отгадки) и предметы, которым они уподоблялись. При внимательном рассмотрении многих загадок в них обнаруживаются детали, подробности, которые « подсказывают» отгадку, являются связывающим звеном между отгадкой и загадкой. В образной системе загадок встречаются конкретные детали, используемые в прямом значение слова: Кривой, изогнутый все поля обходит. « Поля» - поля здесь явная подсказка для отгадки. (серп) Щебечет стрекочет за костяными замками. Здесь подсказкой отгадки является «костяной». (Зубы) часто в качестве подсказок выступают числа: Медведь на трёх ногах на возвышении стоит. (Самопрялка). У самопрялки действительно три ноги – стояка. Небольшие числа практически всегда точны, а сотни и тысячи используются для обозначения множественности: Сто глаз два уха. (Корзина)

Карельские загадки, как и загадки других народов, самым подробнейшим образом отражают жизнь прошлого, начиная с предметов домашнего обихода (умывальник, безмен, самопрялка, серп, решето) и кончая явлениями природы (дождь, гром, молния, снег, солнце, луна).

Современным детям традиционные загадки становятся непонятными поскольку из быта ушли сами предметы, которые загадывали (печь, кочерга, лавки в избе, иконы, помело). У многих народов загадки – живой фольклорный жанр. На смену уходящим загадкам возникают новые, о новых предметах и явлениях. Новые же карельские загадки практически не создаются – связано это с проблемами карельского языка всё меньшего использование его в быту, особенно в детской среде, где, как правило, создаются загадки. (1 – 164-166)

Примеры загадок:

  • Мужичёк – круглячёк, одежда – медная, ножки – пуговки, ходить не может. (Самовар)
  • Горбатый, кривобокий в огненной реке кланяется. (Поварешка)
  • Один говорит: стук - стук, второй говорит: стук – стук, третий говорит: стук – стук, четвёртый говорит: стук – стук, пятый говорит: виу – вау. (Лошадь)(7)
  • Красная корова на травяной привязи. (Брусника)
  • Что у каждого есть? (Имя)
  • Что на свете самое сладкое? (Сон)
  • Без корней растёт, без крыльев летает. (Камень)
  • Два пня в море - один поднимается, другой опускается. (Солнце, луна)
  • Шило, шило впереди, клубок, клубок посередине, сзади ножницы. (Сорока) (1 – 167-172)

Немного из истории….

Проследить возникновение и путь развития карельских пословиц и поговорок не представляется возможным, но их происхождение относят к глубокой древности. Многие из пословиц и поговорок архаичны, сохранили древнюю основу. Значительная их часть создана в стили калевальской метрики. Единый поэтический стиль давал возможность перехода пословиц в эпическую поэзию и, наоборот, строки эпических песен могли стать пословицами.

Также карельские пословицы заимствовали строки из заклинаний, лирических песен, загадок.

При создании пословиц шли от конкретного факта, наблюдения - к общению. А при использовании пословиц в речи происходит противоположный процесс: обобщающий стиль пословицы иллюстрирует конкретную ситуацию факт событие.

Одни пословицы распространены на всей прибалтийско-финской территории (известны финнам, эстонцам, всем группам карелов, ижорцам) и шире - имеют общеевропейское распространение значительно уже. Каждая историческая эпоха создавала свои пословичные выражения. Пармеологи справедливо указывают, что до некоторой степени пословицы могут служить историческим источником, на их основе можно решить, в каком свете народ видел события своей истории.(1 – 156)

Наука пока не может точно ответить на вопрос, когда и как возникли загадки , но все исследователи сходятся в том, что это жанр древний. В карельских загадках также обнаруживаются следы мифологических древностей, элементы заклинательной поэзии. О древности жанра свидетельствуют и следы обрядовой функции загадок в прошлом. Загадывание у многих народов было связано с похоронными, свадебными церемониями, считалось, что оно благотворно сказывалось на результатах охоты влияло на плодовитость домашних животных.

В Карелии сохранились интересные и, надо полагать, архаические сведения о временных ограничениях в загадывании. В северной Карелии был распространён запрет загадывать вечером: «загадывание было утром, вечером сказки рассказывали». По времени года излюбленным сезоном загадывания считалась зима особенно период святок. Нарушения времени загадывания было чревато «хозяйки загадок». О древности жанра свидетельствует и система «наказывания» за неудачное отгадывания, отголоски которой в Карелии сохранились до наших дней.

Позднейший период бытования загадок связан с их развлекательной функцией. Исследователи подчёркивают также роль загадок в познании окружающей действительности, развитии ассоциативного мышления, т.е. их педагогическую функцию.

Не смотря на национальную специфику проявляющуюся в художественной системе, в условиях бытования, в этнографических деталях, загадки являются жанром международным. В них много общих черт с загадками других стран. При этом необходимо учитывать возможность заимствования загадок одним народом от другого, этническую общность близких народов, роль мифологических верованиях и так далее.

Карельская загадка так же обнаруживает интернациональные связи: определённое сходство наблюдается между карельскими и русскими загадками. Заимствование русских загадок особенно заметно в южной Карелии – здесь встречаются прямые кальки русских загадок. В северной Карелии много общего с загадками финскими, эстонскими. Но в целом на фоне международных интернациональных связей карельская загадка – явление национального художественного творчества, связанного с традициями народного быта с историей и культурой народа.

(1 – 166)

Конспект занятия по краеведению

«Гости в нашем доме» в старшей и подготовительной группе.

Цель.

  • Познакомить детей с традициями крестьянской семьи, и приёмом гостей в крестьянском доме.
  • Дать понятие детям красный угол, гостеприимство.
  • Поддерживать интерес к истории нашего народа.

Предварительная работа.

  • Чтение Карельских пословиц и поговорок
  • Экскурсия в музей детского сада (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян).
  • Проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Собери слова в пословицу», «Найди отгадки среди экспонатов».
  • Загадывание загадок.

Ход, содержание, занятие

Ребята, вы ходите в гости?

А гостей у себя дома принимаете?

Часто?

Как у вас принимают гостей?

Расскажите.

Как вы думаете, в давние времена, в старину, любили гостей принимать?

Народ у нас гостеприимный (любят гостей принимать)

Давайте поиграем в «как будто»…

Как будто семья в нашем доме принимает гостей: разделимся на «хозяев» и «гостей».

Наши гости приехали из другой деревни. Подумайте, гости как нужно войти в дом. Как будите вести себя?

А мы хозяева дома будем встречать вас так, как встречали гостей в старину: с хлебом и с солью на полотенце.

В ходе беседы обратить внимание на гостеприимство, как одно из древних и примечательных явлений быта.

  1. Педагог помогает распределить роли между «членами семьи».
  2. Дети уходят на одну минутка с воспитателем договариваются о правилах поведения. Приход гостей. «Гости» кланяются красному углу «хозяину» с «хозяйкой» приветствуют всех в доме.

Хозяева встречают гостей хлебом с солью на полотенце, приветствуют гостей.

Хозяева:

«Здравствуйте, гости дорогие! Входите в наш дом».

Воспитатель:

« Хозяева, куда мы посадим наших гостей»? (на самое почётное место поближе к Красному углу)

Хозяйка:

« Как вам нравиться наш дом»?

Воспитатель:

А вот наша Настенька – мастерица загадки загадывать.

Настенька:

« здравствуйте, гости дорогие. Отгадайте мои загадки:

  1. Поля стеклянные, межи деревянные. (Окно)
  2. Дарья да Марья друг против друга.(Пол и потолок)
  3. Скрипит, поскрипывает в стене стоит. (Дверь)
  4. Каждый угол обежит, в одном углу присядет. (Веник)
  5. Что дороже всего? (Хлеб)»

Кто из вас знает загадки потруднее?

Настенька:

А пословицы в Вашей деревне знают? Вот в нашей деревне говорят так: «Не печь кормит, а руки», « В чужом краю и летом холодно», «Что летом соберёшь - зимой у себя найдёшь», «Гость пообедает, дом не обеднеет».

А вы какие пословицы и поговорки знаете?

Настенька:

А хоровод у вас водят?

Погода сегодня хорошая. Давайте во двор выйдем да поиграем, хоровод поводим.

Хозяйка:

Теперь просим отведать нашего угощения.

Дети рассаживаются появляется кукла Настя

Выслушать всех детей. Разгадывают загадки и «гости» и «хозяева».

Выслушать детей и похвалить.

Все уходят «во двор» остаются в доме «хозяева» под руководством воспитателя накрывают стол для чаепития. Остальные дети веселятся под руководством воспитателя, играют в Карельские игры: «На горе- то калина», «Сиди, сиди Яша», «Догонялки».

После этого: « Хозяйка» приглашает к столу гостей. Все садятся за стол, обращая внимание на правила поведения за столом. После чаепития все благодарят «хозяйку»

Задание к детям: рассказать дома о занятие, рисование на тему «к нам гости пришли». Найти с родителями новые пословицы и загадки.(6)

Список литературы.

1. «Карельский фольклор»: хрестоматия. / Изд. Н.А. Лавонен

2. http://thedifference.ru/otlichie-poslovicy-ot-pogovorki/

3. «Русский детский фольклор Карелии». / Сост., автор вступит. Р89 ст. и комент. С. М. Лойтер. – Петрозаводск: Карелия,1991.- 280с.

4. Методический материал детского сада № 19 пос. Деревянка.

5. http://www.gov.karelia.ru/Different/Culture/poslov.html

  1. Авторская музейно образовательная программа «Дом» для детей старшего дошкольного возраста. / Шилова Л.В, Воронина Л.В, Годунова Т.В. – Петрозаводск: Карелия, 1996г.

7. «Карельские народные загадки». / Изд. Н.А. Лавонен

Петрозаводск: Карелия, 1992 г.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70846. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОКРАТНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ НАЛИЧИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ 375 KB
Получение навыков обнаружения и устранения влияния систематических погрешностей на результаты прямых однократных измерений. Ознакомиться с понятием погрешности средства измерений. Ознакомиться с понятием погрешности результата измерений.
70847. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ ПРИ НАЛИЧИИ ГРУБЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ 444 KB
Ознакомление с методикой выполнения прямых измерений с многократными наблюдениями при наличии грубых погрешностей выбросов. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70848. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СЕРИИ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ 418.5 KB
Ознакомление с методикой обработки и представления результатов измерений для группы равнорассеянных многократных наблюдений. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70849. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ЦИФРОВОГО ВОЛЬТМЕТРА МЕТОДОМ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ 237.5 KB
Получение навыков проведения метрологических работ в процессе определения контроля погрешности цифрового вольтметра методом прямых измерений. Ознакомьтесь с принципом действия устройством и характеристиками цифрового вольтметра.
70850. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ВОЛЬТМЕТРА МЕТОДОМ СЛИЧЕНИЯ 368.5 KB
Получение навыков проведения метрологических работ в процессе определения контроля погрешности электронного вольтметра методом сличения. Ознакомиться с принципом действия устройством и характеристиками электромагнитного вольтметра.
70851. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ПОСТОЯННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 494 KB
Ознакомление с прямыми и косвенными измерениями силы постоянного электрического тока; получение сведений о способах учета погрешностей измерений в этих случаях; знакомство с некоторыми средствами измерения силы постоянного электрического тока.
70852. Измерение мощности постоянного электрического тока 521 KB
Ознакомление со способом измерения мощности постоянного тока при помощи амперметра и вольтметра. Ознакомьтесь с косвенными измерениями мощности при помощи амперметра и вольтметра.
70854. Измерение переменного электрического напряжения 593 KB
Получение навыков измерения переменного электрического напряжения. Ознакомление с особенностями влияния формы и частоты измеряемого напряжения на показания приборов. Приобретение представления о порядке работы с электроизмерительными приборами при измерении переменного напряжения.

Загадки — это неотъемлемая часть устного творчества любого народа, и финны — не исключение. Образность и меткость этих коротеньких и остроумных изречений, над смыслом которых нужно хорошенько поразмышлять, отражает особенности национального характера, народного юмора и взгляда на мир, а темы загадок — это всегда насущные бытовые проблемы, повседневные ситуации и явления природы, которые окружали людей изо дня в день. Мы предлагаем вам попытаться найти ответы на финские народные головоломки и понять, можете ли вы мыслить, как финны.

Финские загадки

Устное народное творчество финнов очень близко культуре карел: эти народы объединяет общая история, схожий образ жизни, родственные традиции и верования. Так называемый карело-финский фольклор богат разного рода загадками: некоторые из них совсем нетрудные, а над некоторыми можно думать часами, не находя правильного ответа. Мы разделили головоломки жителей страны Суоми на три группы: простые, посложнее и очень сложные.


Итак, читайте внимательно и попробуйте проверить свою догадливость!

Небольшая подсказка: когда будете искать ответ, вспомните домашних животных, которые могли быть в хозяйстве финнов, и растения, которые окружали жителей края тысячи озер.

Простые загадки

Эти головоломки можно разгадать, включив логику и простое ассоциативное мышление: ответ кроется на поверхности, достаточно просто подумать о том, какие предметы и явления могли окружать в быту их автора. Кстати, некоторые из этих загадок имеют довольно известные аналоги в русском народном фольклоре.

"Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен".

"Дятел в железных сапогах по дороге проскакал".

"Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет".

"Высек пламя Илмаринен, выбил искры Вяйнямёйнен".

"Железный мужичок огнем плюется".

"Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает".

"Человек в лес идет, за ним два ручья бегут".

"Одна изба, пять горенок".

"Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет".

"Вечером и ночью плачет, днем просыхает".

Ответы: чугунок, лошадь, серп, гроза, ружье, лодка с веслами, лыжи, перчатка, коса, роса.

Загадки посложнее

Более сложные загадки отличаются тем, что в их основе лежит метафора, использование слов в переносном значении, а поэтому, чтобы их отгадать, нужно мыслить образно. Попробуйте подумать об ассоциациях, которые могли возникать у финнов, глядящих по сторонам, и тогда вы должны найти верный ответ.

"В землю дыра, в небо дыра, посередине огонь и вода".

"Чем больше свинка вертится, тем толще становится".

"Черная птица красные яйца высиживает".

"Двумя ногами ступает, восемью везет".

"Красная корова на травяной привязи".

"Кипит-бурлит — никогда через край не переливается".

"Два пня в море погружаются и всплывают".

"Жеребец в конюшне, хвост на крыше".

"Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает".

Ответы: самовар,веретено, чайник на углях, сани, брусника, озеро, солнце и луна, печь, нитка с иголкой.

Очень сложные загадки

С этими загадками одной логикой не справиться, ассоциативным мышлением — тоже. Чтобы их разгадать, нужно обладать особой интуицией, ну или просто долго и упорно размышлять, перебирая в голове самые невероятные варианты. Эти загадки сложно понять, но с ними интересно познакомиться, потому что в них отражено необычное видение мира финнов и карел.

"Дед старый, шуба новая — каждый год шьют, каждый год порют".

"Овца из лесу идет, шерсть по земле волочится".

"Может к ночи одеть, а среди бела дня раздеть".

"Сарай овечек полон, а посредине — баран остриженный".

"Двое слушают, двое глядят, двое нюхают, один пробует, двое собак отгоняют, один сзади болтается".

"Шкуру съедают, кровь продают, тело сжигают, рога в лесу оставляют".

"Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые".

"Башмаки из камня, шляпа из бересты, в воде стоит, на земле падает".

"Синичка на кончике щепки по-шведски щебечет".

"Баба-коротышка всю землю кормит".

"У кого глаза в ушах?".

"Заливы узкие, мысы длинные, скала на кончике каждого мыса".

"Олень по полю скачет, ноги до земли не достают".

"Одна свинья, четыре пяточка".

"Без корней растет, без крыльев летает".

Ответы: лед на озере, воз с сеном, баня, звезды и месяц, корова, сосна, поле, сеть, спичка, мука, ушат, пальцы руки, люлька, подушка, камень.

Поэтому буду рассказывать про то, что знаю наверняка и что ещё не успели вытоптать много стадные полчища иностранных туристов и пенсионеров, от которых нет отбоя, что к сожалению не скажешь о наших старичках. В свете последних пенсионных реформ их вероятно будет ещё меньше. Но это тема, будоражащая Россию последний месяц, завуалированная чемпионатом мира по футболу, совершенно для другой статьи.

А мы с вами просто прошвырнёмся по виртуальной Карелии и раскроим некоторые вековые тайны древних капищ и "волшебных камней", загадочных лабиринтов и одного из самых красивых островов на Ладоге! Прикоснёмся к загадкам и красотам Карелии.

И так - в путь!

"...Каждый раз этот край удивлял и поражал меня своей красотой, загадочностью и невыразимым спокойствием. Древняя и величественная земля завоевывает сердце навсегда.

Глядя на нетронутые леса, кристально чистые озера, горные кряжи и бурные реки невольно вспоминаешь, что Карелия считается одним из возможных мест существования мифической .

Праздные туристы даже не догадываются, что скрывается за этой девственной красотой, какие тайны хранят эти камни. Но я проведу вас в параллельный мир по таинственным местам окутанным множеством легенд и сказаний.


Легенды, национальные эпосы, сказки и мифы создают вокруг страны "тысячи озер" ореол таинственности и сказочности.

И я тоже поддался на этот таинственный зов. На мой взгляд, я посетил самые выдающиеся с точки зрения эзотерики, мистицизма и православной культуры места.


Красоты и чудеса Онежского озера

Оне́жское о́зеро - на северо-западе Европейской части Российской Федерации, второй по величине пресноводный водоём в Европе после Ладожского озера.

Расположено на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана.

Около 80 % площади озера расположено в Республике Карелия, 20 % - в Ленинградской и Вологодской областях.

Общее количество островов в Онежском озере достигает 1650, а их площадь составляет 224 км². Одним из известнейших островов на озере является остров Кижи, на котором расположен одноимённый музей-заповедник с построенными в XVIII веке деревянными храмами: Спасо-Преображенским и Покровским.


Самый крупный остров - Большой Клименецкий (147 км²). На нём располагается несколько поселений, имеется школа. Другие острова: Большой Леликовский, Суйсари.

"Бесов Нос"


Выступ на берегу Онеги. Место с пугающим названием "Бесов Нос" , испещрен рисунками древних людей. Петроглифы - наскальные изображения, доставшиеся нам от наших предков.


Находятся под ногами посетителей, а не на вертикальном полотне скалы. Глубокий смысл данных посланий древних людей как на восточном побережье Онежского озера, так и в Беломорском районе не удается по сей день в полной мере истолковать ученым.

На Бесовом Носу насчитывается более 500 петроглифов, среди них центральная фигура – онежский Бес, отдаленно похожего на человека, только с квадратной головой, телом - бочкой, с пятью пальцами на руках. Разделяет фигуру беса ровно посередине пролом, свидетельствующий, по мнению ученых, о связи с потусторонним миром. Здесь регулярно пропадают и местные жители, и приезжие. На месте, где пропадают люди, остаются лишь их вещи. Кто же стоит за этими загадочными и бесследными пропажами? По одной из версий, рассматривающейся учеными уже больше полувека, Бес, изображенный на мысе – реальное существо, представляющее собой Снежного человека. Из-за того, что до объекта трудно добраться, он посещается только рыбаками и охотниками, которые задабривают хозяина, кидая в щель монеты, чтобы он соблаговолил им в промысле.

Что же в том направлении, куда смотрят все изображенные на мысе рисунки? Оказывается, там находится своего рода, маленький Марс - Карьер малинового кварцита. Камень власти широко применялся при постройке Мавзолея и Исакиевского Собора, из него сделаны самые известные гробницы во всем мире, в том числе - Саркофаг Наполеона. Добывают его только в Карелии, в 60 километрах от ее столицы, на западном берегу Онеги, в старинном селе Шокша. Странно, но факт: дождь всегда обходит карьер стороной.


Кварцит - не единственный пришелец из другой реальности. Благодаря шунгиту русские одержали победу над шведами под Полтавой: из-за сильной жары вода в реках цвела. И наши солдаты пили ее, предварительно опуская в нее шунгит. Шведы же, мучились дизентерией.


Существует еще одно свойство этого загадочного камня, удивляющее ученых: шунгит - единственный минерал на земле, проводящий электрический ток. На производстве шунгит обрабатывается вручную, данный процесс достаточно травмоопасный. Удивительно, но раны от порезов при его обработке не гноятся и заживают очень быстро.


Более доступным, по сравнению с Бесовым Носом, для посещений туристов стал комплекс Залавругас с 29 группами наскальных изображений, составляющих 1,5 тысячи петроглифов. Среди этого многообразия птиц и зверей есть наиболее выдающееся изображение, привлекающее внимание туристов и ученых – "Пляшущий шаман".

По преданию, стоит только потереть его, дух выйдет и непременно исполнит заветное желание.

Гора Сампо

В переводе с финского "Сампо" означает магический предмет, источник счастья и благополучия. Преодолев путь к вершине горы по лестнице, перед вашим взором предстанут пестрящие разными цветами деревья. Ленты, повязанные на них – знак загаданных желаний.


Древняя легенда гласит, что именно этой горе присуща необыкновенная энергетика, способная творить чудеса.

Стоит только подойти к дереву желаний (вековой сосне), завязать на его ветках ленточку или лоскуток ткани, произнести вслух свое заветное желание и оно обязательно исполнится.


Вдобавок скалы этого холма привлекают любителей экстрима. Поупражняться в скалолазании здесь можно как начинающим, так и опытным скалолазам. При этом не стоит забывать о возможности полюбоваться девственной природой Карелии.

Очутившись на волшебном холме, ощущаешь особую атмосферу среди могучих сосен и каменистых скал. Стоит взобраться к вершине во время заката, и удивлению не будет предела, когда увидишь верхушки деревьев в золотистых лучах солнца.


Здесь можно обрести настоящий душевный покой от гармонии с природой, зарядиться лечебным воздухом с запахом диких сосен. Половить рыбу и приготовить ароматную уху заварить чай из лекарственных трав на костре, ведь разбить палаточный лагерь с друзьями около горы Сампо - не проблема.

Что же такое Сампо? В соответствии с карело-финской мифологией так называют предмет, обладающий волшебством, который дарит его обладателю счастье, силу и достаток. В народном эпосе «Калевала» он представлен в виде мельницы, которая обеспечивает своего хозяина мукой, солью и золотом.

Остров Русский Кузов, Лысая гора.

На ее вершине было крупное святилище с божеством в центре "Каменной бабой", которому приносились жертвы, и рядом с которым погребены старейшины племени саамов.


А вот центральное капище древних саамов с большой концентрацией идолов и сейдов расположено на наивысшей точке Немецкого Кузова, здесь шаманы совершали свои главные культовые обряды. По легенде, в 17 веке отряд шведов укрылся здесь от шторма, чтобы после напасть на Соловецкий монастырь, чем разгневали Богов, силы которых и защитили святую обитель от врага, превратив его в камни.


Ворота в параллельный мир стоит поискать на горе Воттоваара – самом страшном и легендарном месте в Карелии. Мертвые деревья и царство обрядовых камней, издающих звук пустоты.


Гряда горных холмов протянулась на 7 километров в длину. Дорога сюда уже наполнена множеством препятствий, и порой даже кажется, что они просто непреодолимы. Достигнув цели, можно заметить настолько ровные поверхности, что складывается впечатление, будто кто-то их отполировал.

Многие убеждены в том, что гора обладает мощной энергетикой, ведь здесь совершались обряды и поклонения богам. Об этом свидетельствуют расположенные в таинственном порядке безмолвные полторы тысячи сейдов.


Сразу напрашивается вопрос: как огромные валуны, среди которых есть и многотонники, стоящие на более мелких, оказались на вершине горы высотой 417 метров? Кто поставил их здесь?

Считают, что в камни заточены души умерших шаманов, пообщаться с которыми едут сюда люди, обладающие экстрасенсорными способностями, а также попросить у камней часть их силы и переместиться в параллельные миры.


Остается загадкой и то, кто же высек в скале тринадцать ступеней Небесной лестницы и "Ванную" в виде углубления, заполненного водой?



Воттоваара окутана множеством загадочных явлений: тут не живут животные, мертвы озера, выходят из строя приборы, отказывает аппаратура, а особенно бросаются в глаза деревья как в сказке про Бабу Ягу, скрюченные и даже завязанные в узел, что только усиливает и без того жуткое чувство от пребывания в этом месте. Здесь также можно провалиться в глубокий сон, если прилечь на валун.


Одна из неразгаданных загадок Карелии - лабиринты – закодированные знания в виде каменных символов спиралевидной формы, в диаметре достигающих до 30 метров и свидетельствующих о связи человека с космическими силами.


Спираль является своего рода кодом, который передавался из поколения в поколение. Во многих легендах лабиринты указывают на входы и выходы параллельного мира, двери которого открываются тому, кто знает ключ к ним.

До сих пор ни один "зашоренный" догмами и авторитетами ученый не расшифровал его значения.

Загадки Климецкого

В 40 км к северу от Петрозаводска расположился один из самых крупных островов Онежского озера - Климецкий, протяженностью 30 км.


В очередном путешествии новгородского купца в этом месте в 15 столетии застала настолько сильная буря, что его корабль выбросило на берег. Торговцу пришлись по душе живописные окрестности. Тут он и решил основать монастырь.


В 19 веке здешние места прославили местные сказители былинами о богатырях . По настоящее время известность острова не прекратилась благодаря таким явлениям, как: бродящие между деревьев призраки, гирлянды бегущих огоньков на лесных полянах, НЛО. Не обходится без случаев с исчезновениями людей.

Одни сначала долгое время блуждают по лесу, хотя на самом деле оказываются возле своей палатки. Другие же вовсе не помнят, как они оказались в том или ином месте. Так или иначе, научного объяснения данным феноменам не дано.

Небольшой и скалистый остров Радколье распростерся среди Онеги, неподалеку от острова Кижи. Здесь собирались те, кто поклонялся богам, живущим в деревьях.


У острова есть свой хозяин - идол в виде скалы, с чертами, схожими с человеческим лицом и обладающим настолько каменным взглядом, что наводит страх, вызывает апатию и покорность. Тех, кто его гневит, он "одаривает" несчастьями и болезнями.

Остров Дивный

(250 км от столицы) входит в состав Валаамского архипелага

Судя по названию, на острове действительно происходит что-то необъяснимое: внезапные появления НЛО и "дивных" людей: старцев, карликов.

При этом, одни утверждают, что у них внезапно возникает беспричинный страх, переходящий в ужас и желание куда-то бежать. Другие же наоборот, испытывают прилив сил.

Но все же, гости надолго на Дивном стараются не задерживаться. Главная достопримечательность острова – кромлех, выложенный тысячелетия назад, представляет собой ряды небольших камней.

В 15 веке Валаамские монахи поставили тут крест. Считалось, что наши предки окружали этими постройками какое-то очень важное место.

Лоухский район (600 км. от Петрозаводска), Национальный парк Паанаярви,
гора Кивакка

На ее вершину неоднократно пытались установить православный крест, но из-за ветра или ещё каких-то таинственных сил, эти попытки были тщетны. Местные жители уверенны в превосходстве мистических сил. Да и частые свечения из горы только усиливают подобные догадки.


Здесь же, на территории Паанаярви, находится самая высокая точка, крыша Карелии - Гора Нуорунен, высотой в 577 метров. На самой вершине горы вопреки всемирному тяготению балансирует на трех маленьких валунах многотонный сейд.


На оконечность Сапен-горы (165 км от Петрозаводска) в Медвежьегорском районе чаще всех остальных высот низвергаются разряды молний, о чем свидетельствуют деревья со сгоревшими верхушками. По легенде, на нее пролился железный дождь, чтобы люди научились добывать и обрабатывать железо. Может быть, поэтому здесь много залежей железной руды.


В этом же районе в деревне Пегрема, на севере Онежского озера расположен одноименный комплекс площадью в 20 тысяч квадратных метров. В его северной части находится объект поклонения "Утка", символизирующий женское начало, в южной – "Лягушка". Благодаря ей и был обнаружен весь объект.


Густая растительность, скрывающая древних идолов, была уничтожена лесным пожаром. Словно кто-то специально открыл это место на всеобщее обозрение. Наши предки считали лягушку символом зла. Именно поэтому вокруг нее проводились обряды, дабы задобрить ее и хоронили знатных представителей племени. Эзотерики съезжаются сюда для проведения различных ритуалов.

Запад Ладожских шхер. Кильпола


На противоположном берегу северной части острова есть заброшенная деревушка, окутанная историями, повествующими о загадочных событиях, начавшихся здесь еще в 19 столетии:

Острые предметы вдруг в одночасье тупели, внезапно то опускающийся, то рассеивающийся густой туман, лопухи выросли в два раза выше человеческого роста, резко возникшее беспричинное чувство тревоги у местных жителей, отсутствие ночи, миражи в виде городов и дворцов, красные летающие шары.


Обходили стороной местные и чащу леса: неведомая сила заставляла их там плутать по нескольку дней, после этого никто больше не видел пропавшего. Укрывались люди и от встречи со странными существами, ведь в противном случае любого, кого коснулся некто, поражала неведомая болезнь и он умирал в муках.

Периодически у воды появлялись и исчезали три девятиметровых в диаметре чана, сохраняющимися теплыми даже зимой. Но стоит отметить, что наблюдались и положительные явления. Например, когда человек излечивался от болезни.

Жители все до одного покинули "дивное" место, переехав отсюда как можно дальше.

Места силы в Карелии

На этом тайны в Карелии не заканчиваются. Не только острова и горы хранят в себе их. Вот, к примеру, Питкярантский район, озеро Янисъярви оказывает благоприятное воздействие на энергетику человека. Вместе с тем, здесь также появляются огненные шары, возникает свечение в глубине озера, сопровождающееся гулом и вибрацией.


Давно заброшенная деревня Кочкомозеро с несколькими покосившимися и почерневшими домами, двери которых открываются и закрываются какой-то неведомой силой. О ней и свидетельствуют многие эзотерики. Посетителей этих мест не оставлет ощущение того, что за ними кто-то наблюдает.


Сегежский район, Сегозеро - проклятое место. По свидетельствам старожилов, еще в начале 20 века из Лысой Губы озера внезапно ушла вся вода, а спустя очень короткое время резко хлынула обратно, но уже теплой. Подобные ужасные волны на водоеме очень часты. А начались такие аномалии с того, как в 17 веке в него опустился неопознанный объект, который остается в здешних водах по сей день.


Урозеро (Светлое) - наполнено подземной водой прозрачно - голубоватого цвета, сквозь которую можно разглядеть дно. Вода, взятая из этого источника, может храниться достаточно длительное время, предположительно, из-за того, что родники питающие ее, проходят через серебряные рудники.


Странными явлениями славится и Ведлозеро в Пряжинском районе . Это место просто кишит летающими тарелками и светящимися шарами, здесь живет водяной невысокого роста, с крупной головой и тонкими конечностями, и зачастую выпадают осадки в виде студня, заживляющие любые раны.


Олонецкий район, деревня Еройла . Сюда со стороны Новгорода в 12 веке приплыли по реке Олонке два креста. Один остановился у входа в деревню, другой – у ее выхода. Знамение свыше? Позднее здесь были основаны часовенки, которые в начале 20 века были разрушены, и святыни исчезли. С тех пор минуло почти столетие, и один из местных жителей обнаружил у себя во дворе после дождя в кустах один из тех исчезнувших крестов. Сие явление сложно не назвать чудом, поскольку пропажа нашлась к 780-летию крещения Карелии.


Хранит в себе загадку и Ладожское озеро. Между островами Коневец и Валаам из-под его вод исходят звуки, подобные гулу реактивного самолета и длятся они около полутора минут.

О баррантидах поговаривают не только местные жители, но и в своих писаниях монахи Валаамского монастыря, а также Александр Дюма свидетельствовали об этом явлении.


На берегу залива Импилахти стоит одноименная деревушка. Когда-то в ней жили двое влюбленных. Родители девушки были против ее избранника и всячески старались разлучить их. Так и случилось: дочь они заперли в доме, а юноша бесследно исчез. Девушка не вынесла таких мук и убежав из дома, сбросилась со скалы. Превратившись в русалку Импи, каждую ночь она выходила на берег и издавала душераздирающие звуки, разносившиеся по всей окрестности. Отсюда и пошло название залива.


Карелия. Величественность горных кряжей, красота девственных лесов, устремляющихся высоко в небо, кристальность бесчисленного множества озер. Но вы даже не догадываетесь, что же скрывается за этим. Край, полный загадок и тайн. Отправляемся на поиски входа в параллельный мир по странным местам, окутанным множеством легенд.


ЗАГАДКИ КАРЕЛИИ

Пудожский район, поселок Шальский (390 км от столицы)
Выступ на берегу Онеги. Место с пугающим названием "Бесов Нос" , испещрен рисунками древних людей. Петроглифы - наскальные изображения, доставшиеся нам от наших предков. Находятся под ногами посетителей, а не на вертикальном полотне скалы. Глубокий смысл данных посланий древних людей как на восточном побережье Онежского озера, так и в Беломорском районе не удается по сей день в полной мере истолковать ученым.
На Бесовом Носу насчитывается более 500 петроглифов, среди них центральная фигура - онежский Бес, отдаленно похожего на человека, только с квадратной головой, телом - бочкой, с пятью пальцами на руках. Разделяет фигуру беса ровно посередине пролом, свидетельствующий, по мнению ученых, о связи с потусторонним миром. Здесь регулярно пропадают и местные жители, и приезжие. На месте, где пропадают люди, остаются лишь их вещи. Кто же стоит за этими загадочными и бесследными пропажами? По одной из версий, рассматривающейся учеными уже больше полувека, Бес, изображенный на мысе - реальное существо, представляющее собой Снежного человека. Из-за того, что до объекта трудно добраться, он посещается только рыбаками и охотниками, которые задабривают хозяина, кидая в щель монеты, чтобы он соблаговолил им в промысле.
Что же в том направлении, куда смотрят все изображенные на мысе рисунки? Оказывается, там находится своего рода, маленький Марс - Карьер малинового кварцита . Камень власти широко применялся при постройке Мавзолея и Исакиевского Собора, из него сделаны самые известные гробницы во всем мире, в том числе - Саркофаг Наполеона. Добывают его только в Карелии, в 60 километрах от ее столицы, на западном берегу Онеги, в старинном селе Шокша. Странно, но факт: дождь всегда обходит карьер стороной.
Кварцит - не единственный пришелец из другой реальности. Благодаря шунгиту русские одержали победу над шведами под Полтавой: из-за сильной жары вода в реках цвела. И наши солдаты пили ее, предварительно опуская в нее шунгит. Шведы же, мучились дизентерией. Существует еще одно свойство этого загадочного камня, удивляющее ученых: шунгит - единственный минерал на земле, проводящий электрический ток. На производстве шунгит обрабатывается вручную, данный процесс достаточно травмоопасный. Удивительно, но раны от порезов при его обработке не гноятся и заживают очень быстро.
Более доступным, по сравнению с Бесовым Носом, для посещений туристов стал комплекс Залавругас с 29 группами наскальных изображений, составляющих 1,5 тысячи петроглифов, основная часть их иллюстрирует жизнь того времени (2-3 тысячелетие до нашей эры). Но среди этого многообразия птиц и зверей есть наиболее выдающееся изображение, привлекающее внимание туристов и ученых - "Пляшущий шаман". По преданию, стоит только потереть его, дух выйдет и непременно исполнит заветное желание.
Прионежский район, поселок Косалма (в получасе от Петрозаводска)
Буквально в двух километрах от него возвышается Гора Сампо . В переводе с финского "Сампо" означает магический предмет, источник счастья и благополучия. Посещение этого места включается некоторыми туроператорами в обзорные экскурсии. Преодолев путь к вершине горы по лестнице, перед вашим взором предстанут пестрящие разными цветами деревья. Ленты, повязанные на них - знак загаданных желаний.
Белое море. Кузоватовы острова ("kuusen" - ель)
Издали похожи на каменные шары, поросшие ельником и лишь слегка высовывающиеся из воды.
Остров Русский Кузов, Лысая гора. На ее вершине было крупное святилище с божеством в центре "Каменной бабой", которому приносились жертвы, и рядом с которым погребены старейшины племени саамов.
А вот центральное капище древних саамов с большой концентрацией идолов и сейдов расположено на наивысшей точке Немецкого Кузова , здесь шаманы совершали свои главные культовые обряды. По легенде, в 17 веке отряд шведов укрылся здесь от шторма, чтобы после напасть на Соловецкий монастырь, чем разгневали Богов, силы которых и защитили святую обитель от врага, превратив его в камни.
Ворота в параллельный мир стоит поискать на горе Воттоваара - самом страшном и легендарном месте в Карелии (в 200 км от столицы). Мертвые деревья и царство обрядовых камней, издающих звук пустоты. Гряда горных холмов протянулась на 7 километров в длину. Дорога сюда уже наполнена множеством препятствий, и порой даже кажется, что они просто непреодолимы. Достигнув цели, можно заметить настолько ровные поверхности, что складывается впечатление, будто кто-то их отполировал. Многие убеждены в том, что гора обладает с мощной энергетикой, ведь здесь совершались обряды и поклонения богам. Об этом свидетельствуют расположенные в таинственном порядке безмолвные полторы тысячи сейдов. Сразу напрашивается вопрос: как огромные валуны, среди которых есть и многотонники, стоящие на более мелких, оказались на вершине горы высотой 417 метров? Кто поставил их здесь? Возможно, в камни заточены души умерших шаманов, пообщаться с которыми едут сюда люди, обладающие экстрасенсорными возможностями, а также попросить у камней часть их силы и переместиться в параллельные миры. Остается загадкой и то, кто же высек в скале тринадцать ступеней Небесной лестницы и "Ванную" в виде углубления, заполненного водой?
Воттоваара окутана множеством загадочных явлений: тут не живут животные, мертвы озера, выходят из строя приборы, отказывает аппаратура, а особенно бросаются в глаза деревья как в сказке про Бабу Ягу, скрюченные и даже завязанные в узел, что только усиливает и без того жуткое чувство от пребывания в этом месте. Здесь также можно провалиться в глубокий сон, если прилечь на валун.
Одна из неразгаданных загадок Карелии - лабиринты - закодированные знания в виде каменных символов спиралевидной формы, в диаметре достигающих до 30 метров и свидетельствующих о связи человека с космическими силами. Спираль является своего рода кодом, который передавался из поколения в поколение. Во многих легендах лабиринты указывают на входы и выходы параллельного мира, двери которого открываются тому, кто знает ключ к ним. До сих пор ни один ученый не расшифровал его значения.
Загадки Климецкого
В 40 км к северу от Петрозаводска расположился один из самых крупных островов Онежского озера - Климецкий , протяженностью 30 км. В очередном путешествии новгородского купца в этом месте в 15 столетии застала настолько сильная буря, что его корабль выбросило на берег. Торговцу пришлись по душе живописные окрестности. Тут он и решил основать монастырь. В 19 веке здешние места прославили местные сказители былинами о богатырях. По настоящее время известность острова не прекратилась благодаря таким явлениям, как: бродящие между деревьев призраки, гирлянды бегущих огоньков на лесных полянах, НЛО. Не обходится без случаев с исчезновениями людей. Одни сначала долгое время блуждают по лесу, хотя на самом деле оказываются возле своей палатки. Другие же вовсе не помнят, как они оказались в том или ином месте. Так или иначе, научного объяснения данным феноменам не дано.
Небольшой и скалистый остров Радколье распростерся среди Онеги, неподалеку от острова Кижи. Здесь собирались те, кто поклонялся богам, живущим в деревьях. У острова есть свой хозяин - идол в виде скалы, с чертами, схожими с человеческим лицом и обладающим настолько каменным взглядом, что наводит страх, вызывает апатию и покорность. Тех, кто его гневит, он "одаривает" несчастьями и болезнями.
Беломорский район,Река Охта, деревня Ушково (380 км от Петрозаводскаа)
Посреди болот на вершине скалы стал находкой поющий валун . От сильного ветра камень на подпорках покачивается и издает мелодичные звуки, похожие то на оркестр, то на свирель. Но и в безветрие эти звуки не прекращаются. Разве ветер в состоянии качнуть такой огромный монолит?
Остров Троицы, все та же река Охта и тот же Беломосркий район. Здесь произрастает священная Ель , посаженная еще в 14 веке. Ее ствол в диаметре достигает 4 метров. От этого дерева с помощью многочисленных сейдов словно кто-то обозначил таинственный путь к неисследованному, окруженному непроходимыми болотами озеру с не менее загадочным названием "Карма". Оно наверняка хранит в себе не одну тайну из прошлого.
Ольховая глушь, окрестности деревни Леппясюрья (трасса А131 Питкяранта - Суоярви)
Пожар уничтожил произраставшую здесь раньше священную рощу. А теперь всегда дуют ветра, так как ранее в доме на горе проживала колдунья и хозяйка ветров. Более того, это место притягивает к себе молнии, поэтому в округе можно увидеть деревья с сожженными верхушками от ее ударов.
Остров Дивный (250 км от столицы) входит в состав Валаамского архипелага
Судя по названию, на острове действительно происходит что-то необъяснимое: внезапные появления НЛО и "дивных" людей: старцев, карликов. При этом, одни утверждают, что у них внезапно возникает беспричинный страх, переходящий в ужас и желание куда-то бежать. Другие же наоборот, испытывают прилив сил. Но все же, гости надолго на Дивном стараются не задерживаться. Главная достопримечательность острова - кромлех , выложенный тысячелетия назад, представляет собой ряды небольших камней. В 15 веке Валаамские монахи поставили тут крест. Считалось, что наши предки окружали этими постройками какое-то очень важное место.
Лоухский район (600 км. от Петрозаводска), Национальный парк Паанаярви, гора Кивакка
На ее вершину неоднократно пытались установить православный крест, но из-за ветра эти попытки были тщетны. Местные жители уверенны в превосходстве мистических сил. Да и частые свечения из горы только усиливают подобные догадки.
Здесь же, на территории Паанаярви, находится самая высокая точка, крыша Карелии - Гора Нуорунен , высотой в 577 метров. На самой вершине горы вопреки всемирному тяготению балансирует на трех маленьких валунах многотонный сейд.
На оконечность Сапен-горы (165 км от Петрозаводска) в Медвежьегорском районе чаще всех остальных высот низвергаются разряды молний, о чем свидетельствуют деревья со сгоревшими верхушками. По легенде, на нее пролился железный дождь, чтобы люди научились добывать и обрабатывать железо. Может быть, поэтому здесь много залежей железной руды.
В этом же районе в деревне Пегрема , на севере Онежского озера расположен одноименный комплекс площадью в 20 тысяч квадратных метров. В его северной части находится объект поклонения "Утка", символизирующий женское начало, в южной - "Лягушка". Благодаря ей и был обнаружен весь объект. Густая растительность, скрывающая древних идолов, была уничтожена лесным пожаром. Словно кто-то специально открыл это место на всеобщее обозрение. Наши предки считали лягушку символом зла. Именно поэтому вокруг нее проводились обряды, дабы задобрить ее и хоронили знатных представителей племени. Эзотерики съезжаются сюда для проведения различных ритуалов.
Запад Ладожских шхер. Кильпола
На противоположном берегу северной части острова есть заброшенная деревушка, окутанная историями, повествующими о загадочных событиях, начавшихся здесь еще в 19 столетии: острые предметы вдруг в одночасье тупели, внезапно то опускающийся, то рассеивающийся густой туман, лопухи выросли в два раза выше человеческого роста, резко возникшее беспричинное чувство тревоги у местных жителей, отсутствие ночи, миражи в виде городов и дворцов, красные летающие шары. Обходили стороной местные и чащу леса: неведомая сила заставляла их там плутать по нескольку дней, после этого никто больше не видел пропавшего. Укрывались люди и от встречи со странными существами, ведь в противном случае любого, кого коснулся некто, поражала неведомая болезнь и он умирал в муках. Периодически у воды появлялись и исчезали три девятиметровых в диаметре чана, сохраняющимися теплыми даже зимой. Но стоит отметить, что наблюдались и положительные явления. Например, когда человек излечивался от болезни.
Жители до одного покинули "дивное" место, переехав отсюда как можно дальше.

Места силы в Карелии

На этом тайны в Карелии не заканчиваются. Не только острова и горы хранят в себе их. Вот, к примеру, Питкярантский район (200 км от Петрозаводска), озеро Янисъярви оказывает благоприятное воздействие на энергетику человека. Вместе с тем, здесь также появляются огненные шары, возникает свечение в глубине озера, сопровождающееся гулом и вибрацией.
Давно заброшенная деревня Кочкомозеро с несколькими покосившимися и почерневшими домами, двери которых открываются и закрываются какой-то неведомой силой. О ней и свидетельствуют многие эзотерики. Посетителей этих мест не оставлет ощущение того, что за ними кто-то наблюдает.
Сегежский район, Сегозеро (270 км от Петрозаводска) - проклятое место. По свидетельствам старожилов, еще в начале 20 века из Лысой Губы озера внезапно ушла вся вода, а спустя очень короткое время резко хлынула обратно, но уже теплой. Подобные ужасные волны на водоеме очень часты. А начались такие аномалии с того, как в 17 веке в него опустился неопознанный объект, который остается в здешних водах по сей день.
Урозеро (Светлое) (25 км от столицы) наполнено подземной водой прозрачно - голубоватого цвета, сквозь которую можно разглядеть дно. Вода, взятая из этого источника, может храниться достаточно длительное время, предположительно, из-за того, что родники питающие ее, проходят через серебряные рудники.
Странными явлениями славится и Ведлозеро в Пряжинском районе (50 км от столицы) . Это место просто кишит летающими тарелками и светящимися шарами, здесь живет водяной невысокого роста, с крупной головой и тонкими конечностями, и зачастую выпадают осадки в виде студня, заживляющие любые раны.
Олонецкий район, деревня Еройла (150 км от Петрозаводска). Сюда со стороны Новгорода в 12 веке приплыли по реке Олонке два креста. Один остановился у входа в деревню, другой - у ее выхода. Знамение свыше? Позднее здесь были основаны часовенки, которые в начале 20 века были разрушены, и святыни исчезли. С тех пор минуло почти столетие, и один из местных жителей обнаружил у себя во дворе после дождя в кустах один из тех исчезнувших крестов. Сие явление сложно не назвать чудом, поскольку пропажа нашлась к 780-летию крещения Карелии.
Хранит в себе загадку и Ладожское озеро . Между островами Коневец и Валаам из-под его вод исходят звуки, подобные гулу реактивного самолета и длятся они около полутора минут. О баррантидах поговаривают не только местные жители, но и в своих писаниях монахи Валаамского монастыря, а также Александр Дюма свидетельствовали об этом явлении.
На берегу залива Импилахти (180 км от столицы) стоит одноименная деревушка. Когда-то в ней жили двое влюбленных. Родители девушки были против ее избранника и всячески старались разлучить их. Так и случилось: дочь они заперли в доме, а юноша бесследно исчез. Девушка не вынесла таких мук и убежав из дома, сбросилась со скалы. Превратившись в русалку Импи, каждую ночь она выходила на берег и издавала душераздирающие звуки, разносившиеся по всей окрестности. Отсюда и пошло название залива.

Поспешите открыть для себя мистическую и удивительную Карелию! Возможно тогда, Вы сможете убедиться, что многие тайны вовсе не плод фантазий местных жителей!


Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.


Вообще, наверное, в России немного сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличного от современного «окультуренного» мировосприятия.

Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого - и самопознания, однако, не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество – прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству… Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.

Однако, возможно, что именно это удивительное сочетание внешне несовместимых верований и создают специфически неповторимую ауру глухой карельской деревни, за которой скрывается зачастую совершенно неисследованный духовный мир, мир, полный своеобразия и тайны.


В небольшой деревушке Суйсарь, что в нескольких десятках километров от Петрозаводска, в 90-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в самой деревне, но и во всей округе. В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в своей маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.


Икона 16-го века из церкви Ильи Пророка деревни Суйсарь

Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.

Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь – это моя песня. Кто хочет слушать – пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она.

Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании. Затем с молитвенною просьбою с низким поклоном обратилась «к лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет ее там», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно «закивал» своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и не верящим собственным глазам сопровождавшим. – Ждите»! А сама, не оглядываясь, пошла домой.


Дедушка-домовой в представлениях древних корел

Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне».

Смерть колдуньи была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.

В тех же 90-х годах в Пудожском районе Карелии из уст в уста передавали «сказы» о некоем странном человеке, которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек – Федор Иванович Дутов – был потомственный колдун, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного. Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревня дана без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но…не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.

Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище «оборотня». Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, воя боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей. А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик боли, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.

Страшна была жизнь этого человека, страшна была его смерть. Она наступила спустя два года после вышеописанных событий. Дутову в то время было около шестидесяти лет. Видимо, он почувствовал приближение смерти. Неизвестно, что он пережил в те мгновения. Рассказывали, что он страшно кричал в течение суток, а вечером появился на крыльце своего дома, смотрел на деревню, на людей и…плакал. А потом бросился в лес, оглушая тишину не то душераздирающим человеческим криком, не то волчьим воем.

Как относиться к рассказам о сверхъестественных силах, якобы обитающих в доме? Наука рассматривает их просто как вымысел, который не имеет под собой ничего, кроме чисто человеческого желания ВЕРИТЬ в эти силы. Например, легенды о домовом. Они передаются из поколения в поколение и для нас являются лишь сказочным мифом, сохранившимся со времен глубокой древности. Но то, что «встречи» с домовым происходят и в настоящее время и имеют какую-то реальную основу, об этом наука умалчивает. Появляется путаница из-за нежелания разобраться, как-то дифференцировать факты. А ведь их огромное множество.

В основу данной статьи положены собственные впечатления одного из авторов данного материала – Алексея Попова, полученные во время прохождения педагогической практики в 1983-м году в деревне Гридино Кемского района Карельской АССР, где мы явились свидетелями весьма интересных и любопытных событий, которым затрудняемся дать какое-либо привычное объяснение.


Деревня Гридино

Но прежде небольшая историко-мифологическая справка о происхождении домовых.

Бог при Вавилонском столпотворении наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну Его величия, смешением языков, а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы… Кто в момент наказания находился дома - сделался домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие черты и свойства.

По общим понятиям, домовой представляет собой дух без тела, без крыльев и без рогов, который живет в каждом доме и в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только проказит, шутит иногда, но нередко оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.

В простом народе к домовому питают уважение, боятся чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а Дедушкой, Хозяином.

А теперь о наших приключениях в деревне Гридино.

Началось все с курьеза. Нас с Александром Старосветским, приехавшим вместе со мной для прохождения педагогической практики, поселили в доме на самом берегу залива Белого моря. Первое, что мы увидели, войдя в дом, был большой глаз, нарисованный на стене. Не имея ни малейшего представления, что сей символ означает, мы бы о нем забыли, если бы на следующий день нам не объяснил бы его значения председатель колхоза Иван Ипатьевич Мехнин. Оказывается, в этом доме незадолго до нашего прибытия жили две практикантки, которые вынуждены были обратиться к председателю с просьбой о переселении их, ибо они постоянно слышали в доме какие-то странные звуки, непонятное бормотание, удары в стену, тяжелые шаги на чердаке и жили поэтому в состоянии постоянного страха, не имея возможности объяснить происходящее. Обратившись за разъяснениями к местным жителям, они не успокоились, ибо им сказали, что «это проделки «Хозяина» и не стоит обращать на них внимания. Однако, девушки так и не смогли свыкнуться с таким положением дел и вынуждены были уехать до официального срока окончания педагогической практики.


Деревянная скульптура домового. 13-й век

Несколько позже мы убедились, что символ «глаза» наиболее точно передавал наше психологическое состояние: мы постоянно чувствовали чье-то незримое присутствие, было ощущение, что за нами кто-то постоянно наблюдает, хотя каких-либо «явных» свидетельств в пользу этого предположения не было. Все основывалось (ПОКА) только на нашем субъективном восприятии и следует заметить – это неприятное ощущение. Мы так же часто, особенно, по ночам или вечером, слышали глухое бормотание, доносившееся из-за стены, чьи-то размеренные шаги, плач, иногда четкие удары в стену. Создавалось впечатление, что у нас есть соседи, хотя мы были одни во всем доме. Мы также уже собирались обратиться за помощью к местным жителям, когда произошло событие, которое и послужило поводом для более серьезного отношения к этим явлениям.

Это случилось на пятый день нашего пребывания в Гридино. Было около 23 часов. Старосветский готовил чай, а я пошел в сени, чтобы набрать керосин для лампадки. Неожиданно послышались глухие удары, исходившие сверху, а вслед за ними испуганный возглас Старосветского. Я вернулся на кухню, но на мой вопрос он ничего вразумительного ответить не мог, но в ту же минуту послышались тяжелые размеренные шаги (шаги, несомненно, «человеческие») на чердаке. Но что это были за шаги! Трудно даже представить вес этого «существа», ибо тяжелые потолочные балки прогибались под тяжестью этих «шагов» и из образовавшихся щелей на нас сыпались опилки. Это длилось около минуты. «Кто-то» не просто топтался на месте, а ходил по чердаку, что мы явственно слышали и видели, а сыпавшиеся опилки лишь доказывали, что это не галлюцинации. «Он» сделал восемь или десять «шагов» и все прекратилось так же неожиданно, как и началось. У меня возникло желание подняться на чердак, но чисто физический страх был настолько силен, что я не смог перебороть себя.

Только на следующее утро мы поднялись наверх. Чердак был захламлен до последней степени: все покрылось пылью и обросло паутиной. Видно было, что здесь давно никто не бывал, никаких следов мы не обнаружили, что поразило меня еще в большей степени, нежели ночное событие. Если бы обнаружились пусть самые фантастические следы, это не удивило бы в такой степени, поскольку получило бы хоть какое-то логическое объяснение.

Между тем события развивались... Вечером 11 декабря, около 19 часов, когда А.Старосветский был на факультативных занятиях в школе, ко мне прибежал мальчишка-сосед из дома напротив и рассказал следующее:

«Буквально полчаса назад, когда я растапливал печь, моя собака, доселе мирно дремавшая в углу, заворчала, насторожилась и вдруг с громким лаем выскочила из кухни в сени. Я, недоумевая, вышел за ней. Крышку на чердак мы не закрывали, и теперь она лаяла, глядя в этот проем. Я подумал, что, может быть, туда зашла кошка, хотя никаких звуков оттуда не доносилось. Собака распалялась все больше, встала передними лапами на лестницу, ведущую на чердак, и лаяла все громче. Мне стало не по себе, однако желание разобраться в происходящем было сильнее. Я начал помогать собаке взбираться вверх по лестнице, и так, постепенно, она добралась до самого края чердака, когда произошло невероятное. Она продолжала все также неистово лаять, когда вдруг слетела вниз. Она не просто упала. Было впечатление, что ее просто «вышвырнули» оттуда, притом с такой силой, что она пролетела мимо меня и ударилась о входную дверь. Потом, жалобно заскулив, забилась в угол».

Мы вместе обследовали чердак, но никаких следов, которые могли бы дать хотя бы какой-нибудь намек на разгадку, не обнаружили.

А сейчас остановимся на очередном явлении, свидетелями которого мы явились, - наиболее сложного и интересного по своей динамике.

Это произошло незадолго до нашего отъезда - 19 декабря. Было около 20 часов. Мы только что отужинали, и я пошел в комнату, чтобы растопить печь, но меня тут же позвал Старосветский. Я вернулся на кухню, и мне сразу бросились в глаза наши шерстяные носки, доселе мирно сушившиеся на веревке над печкой. Теперь они медленно раскачивались в строго вертикальном направлении, причем амплитуда колебаний увеличивалась. В конце концов, они раскачались настолько сильно, что слетели с веревки и упали на пол. Веревка же продолжала совершать те же движения вверх-вниз пока, наконец, не «успокоилась». Не успели мы опомниться и как-то проанализировать случившееся, как неожиданно на пол полетела с кухонной полки вся находившаяся там посуда. Причем сама полка оставалась совершенно неподвижной. Создалось впечатление, что «КТО-ТО» или «ЧТО-ТО» огромной «рукой» смахнул все вниз. На этом все прекратилось так же неожиданно, как и началось. В ушах стояла звенящая тишина, а в душе - полный разлад: ни одного определенного чувства.

Вот так, в общих чертах, «выглядела» странная сила, которая называется «гридинским Хозяином». Все это, по нашему общему субъективному мнению, походило на хорошо подготовленный «спектакль», в котором мы оказались «зрителями».

Вывод, который непосредственно вытекал из наших наблюдений, был следующий. Видимо, во всех этих явлениях существует гораздо более сложная причинно-следственная связь. Трудность решения проблемы в том и состоит, что с одной стороны, она реальна, а с другой - не поддается тривиальному логическому объяснению и часто идет в разрез с известными нам физическими законами.



top