Тронный зал большого петергофского дворца. Петергоф

Тронный зал большого петергофского дворца. Петергоф

На берегу финского залива Петром I построено несколько загородных резиденций российских царей. Дворцово-парковый комплекс включает в себя парковые ансамбли, в которых гармонично разместились дворцы и великолепные фонтаны. Идея создания и архитектурный замысел принадлежат Петру I, а в переводе с голландского «Петергоф» — «двор Петра». Центральное место в ансамбле занимает Большой Петергофский дворец (адрес: Санкт-Петербург, ул. Разводная, 2).

История Петергофа

Более трехсот лет назад началось строительство летней загородной резиденции российских императоров в Основные работы начались в 1714 году, а в августе 1723 года состоялось открытие Петергофа, в том числе и Верхних палат (ныне - Большой Петергофский дворец), Дворцы «Монплезир» и «Марли». К открытию комплекса были распланированы и заложены несколько парков, запущены в работу часть фонтанов. В последующих реконструкциях и восстановительных работах после Великой Отечественной войны архитекторы сохранили замыслы великого Петра, запечатленные в его рисунках и эскизах.

Верхний сад

Для парадного въезда в Большой Петергофский дворец был заложен Верхний сад, который формировался в три этапа на протяжении пятидесяти лет под руководством разных зодчих. Но первоначально он использовался для выращивания овощей и фруктов, а верхние пруды служили для работы фонтанов и разведения рыбы. Верхний сад закончили по проекту Б. Ф. Растрелли в начале-середине восемнадцатого века. Тогда же в парке появились знаменитые статуи Помоны (богини плодородия), Зефира (бога ветра) и Флоры (богини весны), а также композиция «Нептун», расположенная в центральном бассейне.

Описание дворца можно начать с истории строительства в 1714-1725 годах по проекту архитекторов И. Браунштейна и Ж. Леблона были построены скромные Верхние палаты с несколькими залами для приемов, банкетов и почивальня императора. Впоследствии в 1745-1755 годах он был перестроен императрицей Елизаветой Петровной. Под руководством всемирно известного архитектора Б. Ф. Растрелли был отстроен трехсот метровый дворец с великолепными фасадами по модели Версальского. Тридцать залов, отделанных в разных стилях, восхищают своим великолепием и богатством. После прогулки по Верхнему саду посетители попадают в Большой Петергофский дворец. Билеты стоимостью 600 рублей и льготные стоимостью 300 рублей можно приобрести в кассах с 10:30 до 17:00. Дворец сегодня стал исторически-художественным музеем с огромным количеством экспонатов, предметов живописи и скульптуры. Дворец, как и в прежние времена является летним культурным центром России, где проводятся официальные встречи и приемы, а также культурно-массовые мероприятия.

Парадная лестница, танцевальный и приемные залы

По задумке императорской семьи, дворец должен был выполнять протокольные функции и подчеркивать нараставшую силу Российского государства. А дипломатические приемы, балы и маскарады удивлять богатством и изобилием. С этим заданием успешно справился архитектор Растрелли. Уже попадая на парадную лестницу, посетители видят великолепные резные статуи, символизирующие времена года, монументальные барельефы на стенах, картуши, богато отделанные позолотой. В интерьере гармонично переплелись темперная роспись, лепнина и металлические Дальше проход выполнен в стиле Триумфальной арки, белоснежные колонны которой поддерживают фронтон с аллегорическими фигурами «Верность» и «Справедливость». Танцевальный зал («Купеческий») выполнен в праздничном стиле для проведения балов и увеселительных мероприятий. Это большое помещение с площадью 270 квадратных метров. Многочисленные зеркала в фальшивых окнах глухих стен увеличивают его объем в несколько раз. Потом посетители попадают в Чесменский зал, проход в который есть также через Голубую приемную. Большой Петергофский дворец строился Петром I на побережье с целью подчеркнуть утверждение России, как морской державы. Чесменский зал назван в честь победы над турецким флотом при Чесме и закрепления России не только на Балтийском, но и на Черном морях. Этой цели посвящена отделка зала и батальная живопись. Отсюда гости проходят в Тронный зал.

Центральная часть и Тронный зал

Большой Петергофский дворец имеет сквозной вестибюль, являющийся проходом между Верхним садом и Нижним парком. Здесь находится кабинет Петра I («дубовый») и дубовая лестница, ведущая в Картинный зал. Первоначально его стены украшали французские гобелены и несколько картин итальянской школы. Во время правления Елизаветы Петровны придворным художником назначен граф Пьетро Ротари. Именно портреты его работы окончательно заполнили весь интерьер. После осмотра картин, миновав Западный кабинет, посетители попадают в Белую столовую, которая выполнена в светло-матовых тонах. Столовая использовалась по прямому назначению, и современная экспозиция состоит из светлой столовой мебели и двухсот предметов посуды из фаянса. Тронный зал имеет вход со стороны Чесменского зала и Аудиенц-зала, который примыкает к Белой столовой. Это самое большое помещение дворца (330 квадратных метров), отличается массивной лепниной с изображением императорской и военной символики, а также многочисленными портретами царской семьи.

Западное крыло дворца

Западное крыло является женской половиной с покоями императрицы и ее ближайшего окружения. Состоит оно из дюжины небольших помещений. Из Восточного китайского кабинета визитеры попадали в Куропаточную гостиную, где императрица проводила утренние часы. Она связана непосредственно с покоями царицы: Диванной, Туалетной, Кабинетом и Коронной комнатами. С другой стороны находятся Секретарская, Голубая гостиная, помещения караула кавалергардов. Западное крыло заканчивается дворцовой церковью. Храм царской семьи Растрелли спроектировал в своем стиле - изящно и великолепно. Это не просто церковь, а небольшой дворец с богатым убранством и большим количеством позолоты.

Нижний парк

Большой Петергофский дворец построен на естественной возвышенности и условно отделяет меланхоличный Верхний сад от помпезного, блистающего позолотой фонтанов Нижнего парка. Морской канал, прорытый от дворца до Финского залива, был принят за осевую линию планировки паркового ансамбля. От канала в разные стороны отходят четыре аллеи, ведущие к дворцу «Монплезир» и павильону Эрмитаж. Парк выдержан во французском стиле, который также называют регулярным. Для него характерно наличие скульптур, павильонов и симметрия при планировке аллей и зеленых насаждений. Садовники высадили большое количество деревьев и кустарников, привезенных со всей России, соединив уже имеющиеся рощи в единый комплекс.

Большой каскад и фонтаны

Фасад дворца, выходящий на море, гармонично перетекает в уступы Большого каскада с многообразием фонтанов и скульптурных композиций. Осмотр фонтанного ансамбля «Большой каскад» можно начать, покинув после экскурсии Большой Петергофский дворец. Режим работы фонтанов меняется ежегодно, в зависимости от погодных условий. Ориентировочно открытие происходит в конце апреля, а торжественное закрытие сезона - в середине сентября. Стоимость билетов колеблется от 500 до 150 рублей. Каскад состоит из двух водопадных лестниц, вдоль которых расположены многочисленные скульптуры Верхнего и Нижнего гротов. Два мощных потока воды падают с каскада в ковш Морского канала, где находится центральный водомет «Самсон, разрывающий пасть льву». В фонтанную группу входят восемь дельфинов и четыре льва, находящиеся у подножья. Они своими струями формируют своеобразный венок вокруг Самсона. Вокруг центральной композиции находится большое количество фонтанов, изображающих сказочных дев, наяд, тритонов, древнегреческих богов и героев. В коротком обзоре невозможно описать более 140 разных фонтанов-скульптур, поэтому лучше их один раз увидеть.

Не оставит посетителей равнодушными, а каскады и фонтаны запомнятся на всю жизнь.

Не так давно отпраздновал свое 300-летие. На протяжении нескольких столетий бывшая летняя парадная резиденция императоров была неразрывно связана с историей страны. Приморский возводился в качестве грандиозного триумфального памятника, прославлявшего величие Российской Империи, которая в ходе Северной войны завоевала такой необходимый ей выход к Балтийскому морю. Большой дворец является всемирно известной достопримечательностью, которая манит к себе людей со всего мира. Созданный самим памятник долгие годы восторгал публику своей роскошью и торжественностью.

Из исторических сведений о дворце

Большой дворец, Петергоф, замышлялся как загородная резиденция императора Петра Великого. Первоначально это было весьма скромное здание, которое носило название Нагорные (Верхние) палаты. Место для возведения современной достопримечательности подбирал сам Петр Великий. Монарх также обозначил и архитектурный облик дворца. Это должен был быть дворец, выстроенный в стиле, именуемом петровским барокко, который широко применялся в новой столице государства Санкт-Петербурге. Строился Петергоф на протяжении 1714-1725 годов. Сначала над его проектом работал Жан-Батист Леблон, а позже - Николо Микетти. Во времена правления Елизаветы Петровны объект был перестроен: в качестве образца была использована модель самого Версаля архитекторов Жюля Ардуэна-Мансара и Луи Лево.

Существует и другая дата создания достопримечательности. Так, Большой дворец - Петергоф - начали возводить еще в 1710 году. Но этот старт оказался в итоге провальным. Работавший над проектом архитектор Иоганн Браунштейн не учел особенностей территории, и постройка начала давать осадку. В результате строительные работы были поручены Леблону. В его проекте во внимание был взят отвод грунтовых вод, что сводило на нет оседание грунта под зданием. Новый зодчий расширил дверные проемы и окна, благодаря чему дворец стал выглядеть более величественно. Достраивать резиденцию пришлось уже Николо Микетти. Его заслугой стали симметричные галереи, предусмотренные с обоих боков по длине Петергофа.

Сегодня же мы видим дворец таким, каким в 1747-1754 годах возвел его Бартоломео Растрелли.

Красота - страшная сила

Большой дворец, Петергоф - это действительно невероятно красивое сооружение. Его называют «приверженцем» линейной симметрии, так как 300 метров базового фасада барочной конструкции объекта устремлено на Финский залив. Площадка с балюстрадой, располагающаяся на террасе дворца, служила тем местом, с которого было принято засматриваться на Большой каскад или на Морской канал. Первый в свое время отыгрывал роль дворцовой парадной лестницы.

Возведение и оформление Петергофа было продумано до самых мелких деталей, создание объекта было гениальной идеей, которая воплотилась в жизнь более чем удачно. Сам же дворец настолько изумительно вписался в окружающий ландшафт, что главный зодчий Петербурга Леблон однажды сказала о том, что достопримечательность относится к тем чудесам, которые необходимо видеть, чтобы иметь право судить об их красоте.

Общее описание

Большой дворец в Петергофе, архитектор которого указан выше, - это центр целостного архитектурного ансамбля Петергофа. Это утонченное трехэтажное строение с галереями располагается на краю природной 16-метровой террасы и достигает в длину 300 метров. Высота центральной части дворца равна 17 метрам. Она декорирована рельефным щитом с монограммой Петра I под короной императора.

Вызолоченная ваза увенчивает крышу. Церковный и Гербовый корпуса с фигурными злачеными куполами симметрично разместились с двух сторон центрального корпуса. Вращающийся флюгер, изображающий трехголового орла с раскинутыми крыльями и держащего в лапах скипетр и державу, заканчивает купол Гербового корпуса. Православный крест, поднимающийся на 27-метровую высоту, увенчивает ведущий купол пятиглавого Церковного корпуса. Одноэтажные галереи связывают центральную часть дворца с обоими корпусами.

Купить билеты в Большой Дворец Петергофа стоит еще и для того, чтобы посмотреть на творчество гениального Растрелли. Великий архитектор был приглашен во дворец Елизаветой Петровной, которая едва заняв престол, начала переустраивать резиденцию. В 1745 году Бартоломео приступил к разработке новых чертежей. Центр дворца оставили таким, каким он был и при императоре Петре. Изменения коснулись боковых галерей, которые дополнили Гербовым и Церковным корпусами.

Растрелли было приказано по-особенному украсить Танцевальный зал. Он должен был быть как можно богаче, и в нем следовало использовать позолоту. Архитектор справился с заданием: он создал восхитительные хоромы, превосходившие по пышности сам Версаль. Елизавета Петровна осталась работой гения невероятно довольна, но не заплатила зодчему ни единой копейки.

30 залов дворца

В распоряжении дворца находится приблизительно 30 залов, которыми по праву может гордиться и восхищаться. Залы Большого дворца в Петергофе вместили в себе всю роскошь этого строения. Все основные комнаты здания разместились четко по «регламенту палаца» - на втором этаже. Так, к примеру, Чесменский зал являлся такой себе комнатой ожидания начала той или иной церемонии. Зеркальная галерея самого Версаля стала прообразом для обустройства Танцевального зала в Петергофе. Зеркальные поддельные окна-обманки были изюминкой подобных помещений.

Самым большим по пространству был Тронный зал. Его площадь достигает 330 метров квадратных. Эта комната была обустроена для концертов, балов и приемов официального характера. Картинный зал считается самым старым дворцовым помещением. К тому же, изначально он был и крупнейшей парадной комнатой. Среди парадных апартаментов Собственной половины были спальни, туалетные комнаты, императорские кабинеты и салоны. Только приближенным особам был открыт доступ в эти помещения.

Кабинеты во дворце

Невероятно интересной для многих туристов может оказаться экскурсия в Петергоф с посещением Большого дворца. Неимоверный восторг вызовут Китайские кабинеты и Дубовый кабинет Петра I. Первые представляют собой комнаты, лучащиеся и переливающиеся золотом, словно китайские лакированные картинки. А Дубовый кабинет сохранился в качестве исторической реликвии и восстановлен с максимальной аутентичностью.

Дворец в XIX-XX столетиях

Большой дворец в Петергофе, стиль которого обозначается как с 1845 по 1850 год был немного перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером. Он занимался надстройкой восточного крыла и в итоге сделал композицию дворца уравновешенной и придал ей симметрии.

После окончания Великой Октябрьской революции дворец превратился в историко-художественный музей. Великая Отечественная война практически уничтожила достопримечательность: фашисты похитили значительную часть экспонатов музея, а дворцовое здание было подвергнуто пожару и обстрелам.

Архитекторы, историки, реставраторы и разные мастера в 1952 году собственными силами восстановили из руин Большой дворец. А в 1956 году на нем были вновь установлены золоченые купола. Портретный зал стал первой доступной комнатой для осмотра в музее Большого дворца. Случилось событие в 1964 году.

Ныне достопримечательность является историко-художественным музеем.

Экскурсия во дворец

Экскурсия в Петергоф, Большой дворец - мероприятие, которое в период высокого туристического сезона простой публике посетить довольно непросто. В это время достопримечательность занята, главным образом, иностранными туристическими группами. Март и апрель - это те месяцы в году, когда побывать в нем могут российские экскурсанты. Во все остальные месяцы объект посещают в основном группы из-за рубежа.

Билеты на экскурсию стоят недешево (от тысячи рублей). Их стоимость зависит от типа приобретаемого пропуска. Также в расчет берется то, является посетитель иностранцем или нет и его социальная принадлежность.

Адрес: Петергоф
Начало строительства: 1747 год
Окончание строительства: 1752 год
Архитектор: Бартоломео Франческо Растрелли
Объект культурного наследия Российской Федерации
Координаты: 59°53"04.5"N 29°54"31.7"E

Величественное здание Большого дворца стоит на высокой террасе между Верхним садом и Нижний парком Петергофа . Оно доминирует над другими постройками и является композиционным центром всего архитектурного ансамбля. Этот дворец возводили на протяжении полутора столетий, и его проектированием занимались лучшие зодчие своего времени.

Большой Петергофский дворец с высоты птичьего полёта

История строительства дворца

Когда Петр I выбрал место для главного дворца, он доверил воплощать свою мечту опытным архитекторам Иоганну Фридриху Браунштейну, Жану-Батисту Леблону и Николо Микетти. В петровские времена дворцовое здание имело всего два этажа и по размерам не превышало ширину Большого каскада . Так как дворец стоял на возвышении и поднимался над зелеными парками на 16 м, его называли Нагорными или Верхними палатами.

В 1732 году архитектор Михаил Григорьевич Земцов пристроил к зданию две галереи, однако запросы российского двора росли, и главный дворец Петергофа решили полностью реконструировать. Проект роскошной царской резиденции подготовил блистательный зодчий и мастер елизаветинского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Он отлично справился с поставленной задачей - сохранил старую петровскую постройку и придал ей величественный барочный вид. Архитектор возвел дополнительный этаж, увеличил пространство в центре дворца и пристроил два корпуса по бокам, куда можно было попасть через одноэтажные галереи.

Вид дворца из верхнего сада от фонтана Нептун

Каким был дворец в XVIII-XX веках

В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.

Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая IОльга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.

Вид дворца из нижнего парка от фонтана Самсон

Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.

Дворец сегодня

Несмотря на следы разных архитектурных стилей, Большой дворец выглядит очень гармонично. Художественная целостность постройки стала результатом труда трудившихся здесь талантливых архитекторов. В наши дни здание открыто для туристов. Путешествующие по нему могут наслаждаться красивыми интерьерами, старинной мебелью, коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства и картинами.

Вид дворца с морского канала

Фасад, обращенный в сторону Финского залива, протянулся на 268 м. Он производит сильное впечатление, но на самом деле дворец довольно узкий и не такой большой, как выглядит от Морского канала. Внутри него находится около 30 залов и комнат.

Посетители начинают знакомство с дворцом с Парадной лестницы, расположенной в западном флигеле. Белоснежные стены вокруг лестницы богато украшены золотом и искусно расписаны темперой, поэтому ни у кого не остается сомнений, что лестничные марши ведут в императорскую резиденцию. Резные барельефы, вазы и картуши ярко блестят и создают праздничное настроение. Потолок над лестницей украшает расписной прямоугольный плафон, изображающий аллегорию весны.

Танцевальный зал

Все западное крыло занимает Танцевальный зал - самый пышный во дворце. По преданию, строившая его Елизавета Петровна распорядилась не жалеть для этого зала золотых украшений, потому что он служил для приема купцов, которые были очень неравнодушны к золоту. Изюминкой Танцевального зала считают эффектные зеркала-обманки на северной и западной стенах. Такие же зеркала помещены в проемах между окон, и их обилие создает эффект умножения пространства.

Голубую комнату назвали так по цвету стен, затянутых переливчатой голубой тканью. С XVIII века это небольшое помещение использовалось для дворцовой канцелярии. Сегодня в Голубой комнате можно увидеть раритетную мебель XIX столетия, красивые изделия из бронзы и вазы. Чесменский зал был создан для прославления знаменитого Чесменского сражения (1770 год), и эпизоды битвы отражены на живописных полотнах, которыми украшены стены зала.

Тронный зал

Самое большое помещение дворца - это Тронный зал, который занимает 330 кв. м. Благородный белый цвет и лепнина придают ему особенную торжественность. В Тронном зале находится много картин и 12 изящных люстр. Аудиенц-зал имеет гораздо меньшие размеры и в прежние времена служил для приемов гостей. Его стены украшают ложные зеркальные окна, выразительные резные капители и пилястры, а свод - большой живописный плафон.

Рядом с Аудиенц-залом расположена Белая столовая, декорированная в матовых тонах. В отличие от большинства помещений дворца, в ней нет живописи, а стены отделаны только гипсовой лепниной. Сейчас в столовой выставлен старинный сервиз, рассчитанный на 30 гостей и состоящий из 196 предметов.

Картинный зал

От старых Нагорных палат сохранился двухсветный Картинный зал, на стенах которого размещено множество портретов в шпалерной развеске. Женская половина дворца начинается с Куропаточной гостиной, названной так потому, что ее стены обиты нежной шелковой тканью с изображением растительных орнаментов и куропаток. Следом за ней идут Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы.

Дубовый кабинет

Еще в середине XVIII века, когда дворец перестраивали, решено было сохранить личный кабинет Петра I. Мемориальное помещение украшено изящными дубовыми панелями, вырезанными при жизни императора искусным скульптором из Франции Николя Пино. Перед тем, как фашистские войска заняли пригороды Санкт-Петербурга , сотрудникам музея удалось вывезти в безопасное место восемь дубовых панелей, поэтому сегодня посетители Петергофа могут видеть оригинальную обстановку петровских времен.

Дубовый кабинет

Теплые оттенки дерева на стенах и наборном паркете делают квадратную комнату очень уютной. Она имеет невысокий потолок и четыре окна, которые закрывались массивными дубовыми ставнями. В кабинете находятся мраморный камин и два зеркала с резными рамами, а стулья имеют удобные плетеные сиденья.

Здесь хранятся вещи, связанные с Петром I. Это часы-будильник, изготовленные мастером из Аугсбурга Иоганнесом Бреннером. На полках выставлены книги из личной библиотеки императора. Умелые мастера из Италии изготовили его из бронзы и ценных пород дерева и инкрустировали цветным мрамором, кусками яшмы и лазурита.

Большая голубая гостиная

Информация для туристов

Большой дворец находится в Нижнем парке Петергофа, территория которого открыта ежедневно с 9.00 до 20.00. Кассы парка работают с 8.45 до 19.00. Дворец принимает туристов в любой день, кроме понедельника и последнего вторника месяца, с 10.30 до 19.00, а по субботам - до 21.00. Следует иметь в виду, что кассы заканчивают работать за 1 час 15 минут до закрытия. Летом желающих увидеть дворец бывает так много, что залы и комнаты открывают только для экскурсионных групп.

Величественный и изысканный, Большой Петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. "Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Петровский период

Историю Большого дворца Петергофа - одного из красивейших дворцов Европы, можно условно разделить на четыре этапа: Петровский, Елизаветинский, Екатерининский и Советский, когда в 1944 дворец предстал перед освободителями вот в таком виде.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.

Возведение дворца, который в том время именовался Верхними (Нагорными) палатами начал в 1710-х года Иоганн Браунштейн, который не учел особенностей почв террасы и вскоре палаты стали оседать, а стены дали трещины. Эстафету в сентябре 1716 года принимает французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Леблон, который укрепляет фундамент, сооружает подземный акведук для отвода грунтовых вод, меняет планировку и убранство интерьеров.

Елизаветинский период

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу - не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение.

С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами - Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью.

Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В западном корпусе появляется Парадная лестница и роскошный Танцевальный зал.

Парадные залы оборудуются подвесными "зеркальными" сводами и украшаются плафонной живописью, а обилие позолоты, зеркал и росписей создавало ощущение бесконечного праздника. Работы, длившиеся почти 10 лет, были завершены и отмечены шумными торжествами в 1756 году.

Екатерининский период

В 60-70-х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем - классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен - Деламот создает в 1766 - 67 гг. два Китайских кабинета.

В 1762 году императрица Екатерина II отправляет Растрелли в отставку и его место занимает француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. В 1766-1767 годах он переделывает две комнаты, примыкающие к Портретному залу с запада и востока, и оформляет их в модном тогда стиле "шинуазри" (от франц. chinois - китайский). На фото - восточный китайский кабинет:

В 1770-е годы Георг Фельтен перестраивает Аванзал (отныне - Чесменский), Тронный зал и Столовую. Если не считать некоторых изменений, которые внёс в интерьеры в 1847-1850 годах Андрей Штакеншнейдер, это были последние серьезные переделки в здании дворца.


Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части - это Церковный корпус и в западной - корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Николаевский период

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно - прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли - золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек - Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Дворец является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Прогулка по дворцу

Теперь, давайте совершим прогулку по залам и комнатам Большого дворца.

Парадный вход


Парадный вход размещён в западном флигеле дворца. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада (этот принцип наиболее полно реализован архитектором в следующем по времени создания большом дворце — Екатерининском).

Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.

Десюдепорт с фигурами «Верность» и «Справедливость»

Но основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву. Выполнение работ относится к 1751 году; бригаду русских мастеров возглавлял Иосиф Шталмеер. Нижнюю часть лестницы украшают резные кариатиды, воссозданные в послевоенные годы по моделям скульпторов Г. Михайловой и Э. Масленникова.

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны

Самые заметные скульптуры верхней части — аллегорические изображения времён года, украшающие верхнюю площадку лестницы. Весна, Лето (на перилах), Осень и Зима (помещены в нишах напротив первых) представлены в образе юных девушек. Повторения скульптур «Весна», «Лето» и «Осень» также выполнили Г. Михайлова и Э. Масленников. Скульптура «Зима»,

Стены богато расписаны темперой; в орнаментах сплетаются цветочные гирлянды и другие растительные мотивы, двуглавые орлы, вензеля Елизаветы Петровны. Рисованные фигуры Аполлона, Дианы и Флоры вписаны в иллюзорные ниши; обманный эффект подчёркивает воздушность и лёгкость интерьера (работы выполнены Антонио Перезинотти с помощниками).

Этому же служат и восемь больших двухъярусных окон, пропускающие на лестницу изобилие света. В верхних ярусах располагаются характерные для барокко зеркальные окна-обманки, призванные усилить за счёт световых эффектов ощущение простора.

Потолок Парадной лестницы украшен плафоном «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия (1751 год). Живописная работа со времени создания воспринималась как прославление Елизаветы Петровны и её царствования, отмеченное расцветом искусств, наук и ремёсел. Так же трактовалась общая символика интерьера: он раскрывается аллегорией благоденствия Российского государства и его процветания под эгидой искусств. Плафон воссоздан Л. Любимовым, В. Никифоровым, В. Корбаном. Эти же реставраторы воссоздали падугу и живописное оформление стен Парадной лестницы. Мажорный и торжественный настрой парадной лестницы получил продолжение в Танцевальном зале.

Танцевальный зал

Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 м² занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751—1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли.

Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства.

В отделке господствует золочёная резьба по дереву. В простенках между окнами, над зеркалами, расположены тондо на темы «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия (работы Джузеппе Валериани; в настоящее время подлинных четыре; остальные двенадцать — копии, воссозданные взамен утраченных во время Великой отечественной войны).

Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон «Аполлон на Парнасе» (Бартоломео Тарсия, 1751 год), созданный специально для зала, занимает весь свод. Орнаментальный узор наборного паркета из клёна, ореха, светлого и тёмного дуба дополняет интерьер.

Голубая приёмная

Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом.

Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом. Вспомогательное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагались секретари, а также камер-фурьеры, которые записывали в специальные журналы дворцовую летопись (в них фиксировались прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и т. п.).

Интерьер создан Растрелли и в дальнейшем не подвергался изменениям. В нынешней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины XIX века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшают живописные работы; одна из них кисти И. К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»). Приёмная выделяется множественностью перспектив, характерной для замыкающей комнаты барочной планировки: из окон видны Верхний сад и Нижний парк, сквозь стеклянные двери — галерея в «Корпус под гербом»


http://www.spb-guide.ru/page_18177.htm

Архив Викимедии:https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_the_Grand_Peterhof_Palace

http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_petergofskiy_dvorets

Продолжение следует...



top