Железные дороги индии глазами российского путешественника. На поездах по Индии: как пользоваться индийскими железными дорогами

Железные дороги индии глазами российского путешественника. На поездах по Индии: как пользоваться индийскими железными дорогами

Три года назад я рассказывал вам об экспедиции Сергея Болашенко , а в середине лета он передал мне свою новую книгу - на этот раз об экспедиции в Индию, состоявшейся в начале года 2016-го.

[...] Индия - это отдельный мир, в какой-то степени живущий обособленно от нашего. Страна огромных масштабов, не только и не столько по территории, сколько по численности населения. И в то же время, цивилизационный разрыв с нами - меньший, чем с «иероглифическим» Китаем. Преимущества путешествия по Индии: в первую очередь дух первооткрывательства. Не самая посещаемая иностранцами страна, если отбросить редкие «показушные» места. Гигантская и не самая известная железнодорожная сеть. Даже о железных дорогах цивилизационно далёкого Китая на русском языке написано в разы больше, чем о железных дорогах Индии.

Честно говоря, лично мне индийские железные дороги не столь интересны, как китайские или американские. Да и сама Индия тоже вызывает определенную настороженность: я не люблю жаркие страны. Но всё равно было любопытно послушать из первых рук об этом феномене. Ниже я подготовил небольшую выборку фотографий из его поездки и собрал некоторые комментарии автора (выделены в тексте коричневым цветом ).

Индийские ж/д - одни из самых разгильдяйских в мире, и тем не менее перевозят наивысшее количество пассажиров на планете

[...] Железная дорога сохраняет дух свободы и даже некоторой анархии, чего не осталось почти нигде в мире. Уровень стоимости проезда - едва ли не самый низкий на планете. Почти на всей территории Индии круглый год тепло. Английский язык имеет официальный статус, им в той или иной мере владеет значительная часть населения.

Недостатки. Они есть, и их много. Индия - страна крайне бюрократическая, а также изрядно «полицейская». Здесь запрещено фотографировать железную дорогу, метро и административные здания. Любое фотографирование чего-либо, кроме типовых достопримечательностей, тут не приветствуется. Всюду развита «терророфобия». Индийская бюрократия создаст множество проблем. Невозможность пользоваться дешёвыми гостиницами - туда не пустят с иностранным паспортом. Никакие уговоры не помогут. Полчаса потребуется на элементарные операции - обмен валюты в банке, оформление ночлега в комнате отдыха на вокзале. Затруднительность покупки телефонной сим-карты.

Не самым лучшим образом обстоит дело с чистотой городов и вокзалов. А проще говоря - местами всё тонет в мусоре. Дешёвую еду, а питаться придётся именно такой, готовят и подают грязными руками, которыми берут и деньги. Непривычный к этому путешественник почти гарантированно будет иметь проблемы с желудком, в большей или меньшей степени. Впрочем, вероятность заразиться тяжёлыми болезнями наподобие малярии или дизентерии в Индии намного ниже, чем в «чёрной» Африке.

Железная дорога дешёвая и развитая, но движение на ней - почти что хаотичное. Трудно уехать в нужном направлении. Непредсказуемое время прибытия. Поезда в половине случаев «забитые», и придётся много часов проводить в стоячем положении. Однако даже вышеназванные проблемы можно позиционировать как плюс, а не минус! Здесь всё настоящее, здесь ты - истинный путешественник! Это не банальная «прогулка» по цивилизованной, аккуратной, предсказуемой и «засмотренной» Европе!

Насколько я понял из прочтения книги, у Сергея не вышло осуществить первоначальный план полностью, и юг страны он не объездил - пришлось довольствоваться серединной частью: Дели - Варанаси - Калькутта - участок побережья океана - серединная часть с тепловозными линиями - Бхопал - возвращение в Дели. Кроме того, пропущен Бомбей. В ходе поездки он имел три (или более) разборок с полицией относительно сьёмок. Впрочем, смотрим подборку:

2. Вокзал Дели - начальная точка поездки.

3. Пути делийского вокзала. Поезда и пути выглядят очень непрезентабельно.

4. Локомотивы тоже не ухожены. Обратите внимание также на то, что стёкла защищены решетками.

[...] Основной способ сцепления вагонов на железных дорогах Индии: автосцепка Джаннея. Такой же способ сцепления вагонов принят на железных дорогах Китая и США. Не полностью исчез устаревший способ сцепления - винтовая стяжка. Пассажирские вагоны преимущественно на винтовой стяжке. У локомотивов - сцепные приборы в виде автосцепки Джаннея и винтовой стяжки одновременно.

Шпалы почти повсеместно железобетонные, в том числе и на малодеятельных участках. Стальные шпалы столетней давности можно найти на узкоколейных линиях, но и на них они - скорее исключение. Как и в России - высокие посадочные платформы на крупных станциях и в пригородной зоне крупнейших городов, низкие посадочные платформы в остальных местах. Скорость движения поездов в целом сравнима с нашей. «Престижные» скорые поезда движутся значительно быстрее остальных.

5. Начало разборок с полицией. На кадре в центре - полисмен (в защитной куртке), который заметил сьёмку и сейчас поведет Сергея на выяснения.

6. Автор ездил только в вагонах низших категорий. Они практически все переполнены: в поездах перемещаются сотни миллионов.

[...] Я пользовался всюду вагонами категории General Class. В пригородных поездах и в поездах изученных узкоколейных железных дорог все вагоны «простейшие» и относятся к той же категории. Вагоны категории General Class обычно находятся в головной и хвостовой части каждого поезда, кроме быстрых экспрессов. По компоновке, как правило, соответствуют вагонам Second Class Sleeper. Могут быть в плотно забитом состоянии - люди стоят в проходах и сидят (а не лежат) на верхних полках. Но тех, кто успел лечь на верхней полке, подниматься не заставляют. Боковые верхние полки заняты багажом.

Проводников в «народных» поездах нет - причём не только в вагонах General Class, но и в некоторых более высоких категориях. Поддержание чистоты и порядка в вагоне, закрытие дверей, если станет холодно - задача самих пассажиров. «Народные» поезда и вагоны приблизительно в половине случае переполнены так, что в них можно часами быть в стоячем положении. «Населённость» поездов непредсказуема. Если стало невмоготу ехать много часов в «бочке с селёдкой» - можно выйти, сесть в следующий поезд, и там, на удивление, «общие» вагоны будут почти пустыми.

Высокоскоростных магистралей, параллельных обычным линиям, как в Китае и в Западной Европе - этого в Индии не существует. На мой взгляд - очень хорошо, что их нет! Не люблю такое, считаю нецелесообразным и резко негативно отношусь к планам строительства подобных линий в России.

Стоимость проезда в вагонах самого низкого класса: к примеру, 22 рупии за 100 километров, если это медленный поезд категории «Ordinary» и если длина поездки - 200 километров. В поезде категории «Mail/Express» 30-35 рупий на 100 километров, в поезде категории «Superfast» 40-50. Зависит от расстояния поездки - чем дальше, тем меньше покилометровый тариф. 10 рупий - это примерно 11 российских рублей. За 1 доллар США можно проехать 250-300 километров.

Турникетов нигде нет на «обычной» железной дороге - есть только в метро. Ручного перронного контроля на вокзалах почти не бывает. Проверка билетов внутри вагонов, по крайней мере, низкого класса - очень редкое явление. Вероятно, можно ездить годами, но контролёров не встретить. Но безбилетников мало - индийцам не позволяет обманывать их менталитет, их мировосприятие.

Не буду утверждать, что билеты покупают все. Конечно, это не так. Но процент безбилетников не настолько высокий, как логично было бы вначале предположить, видя отсутствие контроля и хаотичную обстановку. Даже те, кто едет на крышах - часто с билетами! На крышах ездят только по узкой колее в редких глухопровинциальных местах. Скоро в Индии не будет ни узкой колеи, кроме единичных «аттракционных» линий, ни ездоков на крышах.

7. Расписания вне крупных центров часто выполнены на хинди и других региональных языках без дублирования на английский.

9. Одна из немногих станций, выглядящих чисто и прилично - Морадабад.

10. Водонапорные башни в Индии совершенно непохожи на наши.

11. Ещё одна специфическая местная проблема - обезьяны на путях. Тусуются в основном там, где много мусора (индийцы его выкидывают запросто, без церемоний). Наверное, периодически их "режут" поезда.

12. Интерьер вагона General Class без толпы.

13. Попутчик Сергея в этом поезде.

[...] Самый правильный способ путешествия по железным дорогам Индии, на мой взгляд, на мой взгляд - всюду просить «общий билет». В кассе говорим: Please, the cheapest ticket to ..., in general class. Обязательно надо убедиться, что кассир взял именно такую сумму, какая написана на билете. В вокзальных кассах принимаются только наличные деньги. Автоматов для покупки билетов я не встречал. Бывают очереди, но не очень большие.

Билет высокой категории, на конкретный поезд, можно купить в Интернете - как на официальном веб-сайте железной дороги, который очень часто недоступен, так и на многочисленных агентских сайтах, с наценкой. После оплаты на сайте можно самостоятельно распечатать бланк электронного билета, можно получить бумажный билет в вокзальной кассе по коду.

В некоторых поездах это не требуется - проезд происходит без билета, только по удостоверению личности плюс записанному цифровому коду, который пришлёт сайт. У проводника будет список пассажиров. Такая возможность указывается как легальная, но противоречит требованию выходить на платформу только с билетом, хотя бы «перронным». Сомневаюсь в полезности всего этого. Во всех этих случаях речь идёт о покупке билета на определённый поезд. Которого надо будет дождаться и который надо будет найти.

Стоимость билета в «General Class» будет отличаться в зависимости от прописанной в билете категории поездов, на которые он годен: «Mail/Express» или «Оrdinary». Поезда категории «Оrdinary» - самые медленные, движущиеся со всеми остановками, чаще всего аналог наших пригородных поездов на небольшое расстояние. По умолчанию билет на дальнее расстояние дают на «Mail/Express». Но цена в любом случае низкая.

Билеты «общего класса» - неименные, и в них не указан конкретный поезд, только станции отправления и прибытия. Есть ли лимит по расстоянию, возможно ли взять такой билет, к примеру, от Дели до Каньякумари, самой дальней точки - не выяснено. Лимит действия по времени указан на билете и является небольшим. Не рекомендовал бы брать один билет на тысячи километров. Задача путешественника - двигаться медленно, с множеством остановок и пересадок. Билет вскоре будут считать недействительным.

Преимущество «общего» билета над билетами высоких категорий - не только в цене, но и в том, что нет привязки к поезду, вагону и месту. Это самое главное! Доступен любой поезд, в котором есть соответствующие вагоны - и их очень много на магистральных линиях. Учитывая почти хаотичное движение, а также огромные масштабы станций в больших городах и трудную ориентацию - попасть в какой-то определённый поезд непросто.

Билетов в вагоны более высокой категории, чем «общий класс», перед отправлением зачастую нет. Их принято брать заранее. Иностранным туристам, не знакомым с местными реалиями, в билетной кассе (особенно в специализированной, для иностранцев - такие есть на крупнейших вокзалах) могут врать, что билетов на сегодня и даже на ближайшие дни нет. Якобы, уехать из Дели в Бомбей поездом вы не сможете, так что идите на самолёт или автобус. О существовании «общего класса» могут умалчивать - кассиры либо убеждены, что иностранный турист не выдержит таких условий, либо есть инструкция сверху, по возможности держать иностранцев подальше от вагонов самой «народной» категории.

Существуют долгосрочные «проездные» (Rail Pass) для иностранных туристов, позволяющие неограниченное передвижение в течение определённого времени в вагонах разных классов, в зависимости от цены. На мой взгляд, смысла в них нет. Покупка отдельных билетов в «общий класс» будет дешевле, а контролёры в провинциальной местности могут не знать о существовании «проездных».

Есть роскошные туристические поезда для иностранных богатеев: «Maharajas" Express» («Экспресс Махараджей»), «Palace on wheels» («Дворец на колёсах») и другие. Стоимость проезда - десятки тысяч долларов. Для путешественника никакого значения не имеют.

14. Пал вдоль путей для выжигания растительности.

15. Местность в Центральной Индии.

16. Электричка.

17. Вагон с маршрутной табличкой. Окна в вагонах везде в обязательном порядке перекрыты защитой - чтоб не залазили.

18. Мост через реку Ганг.

19. Канпур. Обезьяны приходят и на станции - там всегда много пищевого мусора.

20. Вокзал города Канпур.

21. Канпур. Ночью на вокзале тоже очень оживлённо, поезда идут круглые сутки.

22. Есть там и паровозы-памятники, как и у нас. Ст. Аллахабад.

23. Снова ж/д мост через великий Ганг. Это уже в районе Варанаси - там, где сжигают трупы на берегу.

24. Добрался Сергей и до Калькутты, проездил легендарный калькуттский трамвай - о нём в книге много фотографий. Сейчас она называется Колката.

25. А это знаменитый "секретный" мост Ховра, где тиранят всех путешественников, снимающих мост. Не помню точно, но кажется puerrtto разведывал этот мост и имел какой-то конфликт с полицией у моста. Или я просто спутал, он его снимал без проблем.

26. Главный вокзал Калькутты.

27. Корова на перроне, ст. Харагпур. Корову трогать нельзя - она там священное животное.

28. Ещё одна разборка с полицией. На аттракцион собирается много зрителей - они наблюдают, как сейчас будут допрашивать белого мистера.

29. Относительно легендарной езды на крышах. Сергей застал это только в глубинном районе с тепловозным движением.

Вот что он пишет по этому поводу:

[...] Последней страной с железнодорожной анархией, на мой взгляд, остаётся Индия (плюс её сепаратистский кусок Бенгалия - Бангладеш). Но и там ситуация меняется. «Крышеездоки» остались только на отдалённых линиях. Знаменитые картинки с поездом, облепленным со всех сторон толпой - это из Бангладеш, а не из Индии. Но даже для Бангладеш - это не их повседневность. Такое происходит только в пиковые дни исламских праздников и только на небольшом участке.

30. Ещё фото с пассажирами на крышах.

31. И ещё. Станция Сабалгарх.

[...] В плане безопасности движения железные дороги - не на лучшем уровне. Часто, по сравнению с развитыми странами, происходят крушения и катастрофы с большим числом жертв. Сообщения об очередной железнодорожной катастрофе в Индии, с десятками погибших - привычное дело. Тем не менее, железная дорога намного безопаснее автомобильного транспорта.

Отношения между «центральной» Индией и её сепаратистскими районами Пакистан и Бангладеш являются недружественными. Большинство железнодорожных линий через «межиндийские» границы - разобрано. Границы опутаны колючей проволокой и заминированы. Но минимальное пассажирское движение из Индии в Пакистан и Бангладеш существует.

32. Поезд идёт по горному району в глубине Индостана.

33. Сергей Болашенко в тамбуре индийского поезда.

34. Вот такая состоялась ж/д поездка длиной в две недели - с 21 января по 5 февраля 2016 г.

* * *
Ну а пару месяцев назад мы встретились в Питере и пообщались на ж/д темы.

35. Автор блога и Сергей Болашенко 29 июля 2017 г. Станция "Юный" Малой Октябрьской ж.д.

36. Книга Сергея об индийской экспедиции.

Индийские записки С. Болашенко доступны в полном размере и он-лайн.

Мы поехать на железнодорожный вокзал.
Нам был нужен поезд до Каджурахо – места, где на храмах изображена по сути дела порнография: фрагменты из Камасутры .
Ресепшен постоялого двора откуда мы рассматривали проплывающие по Гангу трупы не смог нам помочь, ибо сайт бронирования жд билетов глухо висел с прошлого вечера.
Заходим на вокзал…
Мама дорогая!
Цыганский табор покажется белым мягким и пушистым, чем то что лежит на полу.

Где тут у вас билеты покупают?
Ага! : направляют в отдельно стоящий зал бронирования .
Перед тем как что-то покупать в кассе, надо заполнить бумажку, где указать направление, конечный пункт прибытия, имена и возраст пассажиров.

Выясняется, что поезд до Каджурахо ходит 3 раза в неделю и мы как назло попали в тот день, когда он не ходит.
Нам советуют сходить в основное здание – там есть бюро продажи билетов специально для туристов.
Поход ни о чем – там бронируют билеты на несколько дней вперёд – на заранее, но поход все же успешный: полицейский как-то хитро улыбаясь предлагает нам билеты без места, просто посадочные на поезд до города Sotna .
– А уж из него вам на машине до Каджурахо ехать 2 часа.
Вроде бы все неплохо, но уж больно хитро улыбается полицейский.
Все же решаем рискнуть

Нас проводят с заднего хода в кассу, там за 30 рупий мы покупаем посадочные.
Потом Андрей просит провести нас к контролеру, так чтобы он подтвердил наши возможные места.
Контролёр подтверждает и пишет на бумажке наши места.

Да, все нормально. Поэтому предлагаю алгоритм покупки жд билетов в Индии:

Покупаете посадочный билет без места.
Садитесь на любое свободное место в вагоне такого класса – какой в вашем посадочном.
Ждете когда подойдет контролер и оплачиваете ему остаток денег – за место

Индийская чугунка немного похожа на наши плацкартные вагоны и в тоже время не похожа.
Напишу о тех вагонах, в которых довелось ездить:
Вагон 3 класса AC : это наш плацкартный вагон, если добавить в него третью спальную полку. Одно “купе” рассчитано на 6 человек + 3 места сбоку.
Что не говори – наши плацкарты гуманнее: 4 + 2 боковых.
В режиме поездки люди в отдельно взятом участке вагона сосредоточены так:
три + три обычно сидят на нижней полке лицом друг к другу как в электричке. Если кто-то сразу решил пойти спать – лезет на третью полку
На боковых местах: обычно кто-то лежит на верхней и один лежит на нижней, а где третий – черт его знает где, видимо присоединяется к 3+3 …
Вообщем выглядит это вот так:

Средняя полка используется как спинка сидения снизу, а верхняя (третья) всегда в разложенном состоянии.
Проводник разносит постельное белье, предварительно стряхнув с него тараканов (простыня, полотенце и шерстяное одеяло).
Цвет белья серый.

Боковые места и “купе” завешаны шторами, так, что когда входишь в вагон и идешь по узкому коридору мимо штор главное смотреть в оба и не стукнуться лицом о грязную пятку торчащую из-за занавески.
Так же в вагоне принято пердеть и рыгать – а зачем себя сдерживать-то?

В вагоне есть кондиционер, который фигачит холод так, что приходится ходить в тамбур греться.
Проводник спит в тамбуре, на специальной полке.

В тамбуре по 2 туалета: один с обсосанным толчком, другой с дыркой в полу – типа сортир.
В тамбуре не закрываются двери на улицу, так, что приходится держаться за что-то, чтобы не вылететь на полном ходу на улицу, если вагон качнет.
Курить можно в тамбуре около туалетов, это помогает не нюхать стойкий запах мочи…

Вагон 2 класса AC , тоже самое, что 3 класс, только компоновка как у нашего плацкартного вагона: 4 + 2 сбоку
Еще ездили в вагоне что-то типа электрички.
По-моему это общий вагон без класса.
Отличительная черта такого вагона – на потолке вентиляторы.
Окна за решеткой и без стекол.
Вернее стекла можно опустить, если на улице нет дождя.
Мне понравилась эта электричка: не холодно, можно курить в окно. Вот примерно, что это собой представляет:

Мы зашли в вагон.
Сели на свободные места.
Рядом сидело два молодых парня и один работяга. Двое сразу же пересели в другое место, как только мы открыли бутылку рома.
Работяга смотрел на нас как на пришельцев.
Пить ром отказался, но съел все чипсы и печение которыми мы его угостили.
Потом при удобном случае пересел в другое место.
Так что ехали втроем на двух скамейках (положено 6 человек).
Где-то через минут 15 после начала движения состава подошел кондуктор.
Сразу же в вагоне освободилось 50% скамеек. Я так понял, что кто не хочет платить за место – едет стоя.
Мы выкупили места, что-то по 150 рупий с человека.
Так что, кто не хочет платить за место – едут сидя на корточках в тамбуре или стоя. Как этот парень на фото сзади нас:

Тем временем поезд до Каджурахо тащился как черепаха, постоянно останавливаясь и пропуская встречные составы. А потом еще пошел такой ливень, что показалось, что стоянка в глухом месте, среди каких-то кустов будет вечной. Тем временем кондиционер разошелся не на шутку и мне приходилось выбегать в тамбур для согрева.
Мы ехали с Олегом в одном купе, а Андрей в другом вагоне – классом повыше. Я сходил к нему, так чтобы предупредить, что через 30 минут ожидается наша станция.
Захожу в его вагон – а там все в занавесках и не понятно где его искать. Не будешь же все их раздвигать и смотреть кто в домике живет. Выручил индус

  • Уууу, ааа… что то сказал и радостно на купе показал.
    Смотрю, Андрюха сидит на скамеечке, а напротив бабушка лежит и спит на нижней полке. Ты, Андрюха, зачем бабушку…?
    Договорились, что встречаемся на платформе через 30 минут, как будет наша станция.
    Встретились и пошли на выход в город. Тут уже таксисты подоспели.

  • Сколько будет до Каджурахо ? 1500? Нет, давай за 1200. Согласен? Поехали.

То есть расстояние в 100 с лишним км на троих на комфортабельном джипе формой похожего на G-класс Мерседес нам обходилось по 300 рублей на человека. Вот бы в Москве такие цены на такси иметь…

По пути заехали в винный магазин и купили рома и джина (я местный ром не полюбил – очень сладкий он для меня – и пил исключительно джин).
Едем по узким дорогам, водитель по и дело сворачивает в кювет, уходя от столкновения с встречными грузовиками и автобусами. Но и сам периодически сгоняет на обочину легковушки и моторикши.
Поэтому я понял индийские ПДД так: у кого в Индии машина больше – тот имеет преимущество на дороге .

Все ночью едут с дальним светом. Как они что-то видят на дороге после того как расходятся и не врезаются в пасущихся на дороге коров – для меня загадка.
Коровы кстати – реально задолбали. Я пожалуй теперь откажусь от говядины и буду есть курицу и овощи. Как индус…

Приехали в Каджурахо мы около 23:00.
На улицах пустынно. Заметно, что деревня (а это деревня) живет зажиточно из-за своих широко известных храмов.
На окраине замечены указатели на Холлидэй Инн и другие сетевые отели. Ну, а мы едем в отель Harmony , который забронировали через интернет
Все отели Каджурахо

5 /5 (11 )

Поезда в Индии! Тем, кто хоть немного в теме, сразу представляется шокирующая картина: пассажиры облепили вагон со всех сторон, вываливаются из дверей и гроздьями свисают с крыши… А уж путешествовать таким образом — боже упаси! Так ли страшен черт, как его малюют, и чего в реальности ожидать от индийских поездов? Делимся личным опытом 🙂

Один из плюсов путешествий на поезде в Индии — их дешевизна, можно проехать через всю страну, заплатив за это смешные по нашим меркам деньги. Благодаря этому, железные дороги в Индии в большом фаворе у местного населения, которое огромными толпами перемещается во всех направлениях (по крайней мере такое создается впечатление). Из-за этого билеты на многие поезда распродаются еще задолго до даты отправления.

Да, в Индии и не такое бывает!

В Индии поезда, а точнее, вагоны, имеют разный уровень комфорта. Основное различие — наличие кондиционера, или AC (эй-си). Подробнее о разных классах поездов — в следующих постах. А сегодня я расскажу о том классе, который наиболее популярен как у местного населения, так и у многочисленных путешественников.

Итак, встречайте — Sleeper-класс во всей красе!

От всем известного плацкарта слиперы отличаются наличием дополнительных полок посередине, т.е. полки расположены не в 2 ряда, а в 3. Боковых полок 2. Днем средние полки складываются, чтобы сидящие на нижних не упирались в них головами. Билеты на поезд продаются из расчета 1 полка на 1 человека, но экономные индусы, купив 1 билет, зачастую умудряются ютиться на полке целым семейством, включая детей. Так что чаще всего в слиперах людно.

Но не волнуйтесь, туалеты в таких вагонах вполне приличные. Как и везде в Индии, тут предоставляется два варианта: туалет западного образца (western style), привычный нам унитаз, и индийского (indian style) — дырка в полу. Как говорится, полная свобода выбора 🙂

Зато в слипперах в каждом вагоне имеются розетки

Другая особенность — это отсутствие стекол в окнах. Когда на улице жарко, прохладный ветерок, обдувающий при движении поезда, это просто здорово! Днем можно скоротать длинный переезд, глазея в окно. Мимо не спеша скользят ландшафты. Холмы, реки, маленькие деревеньки и рисовые поля сменяются оживленными городами… На ночь окна закрываются специальными ставнями. Но вот беда, закрываются ставни неплотно, и ночью по вагону гуляют сквозняки. Мы, закаленные путешественники, в слипере без спального мешка не ездим, чего и вам советуем 🙂

Едем из Варанаси в Агру

В sleeper-классе начисто отсутствуют кондиционеры! И, на мой взгляд, это скорее плюс, а не минус. Если в Индии в вагоне имеется кондиционер, не сомневайтесь, его врубят на полную катушку. Из-за этого в кондиционированных вагонах стоит буквально арктический холод. Так что шансы простудиться как в слипер-вагонах, с их отсутствием стекол в окнах, так и в AC примерно одинаковы.

Помимо окон, предусмотрена и другая система вентиляции в вагоне. Это огромные, пыльные, дребезжащие вентиляторы, прикрепленные к потолку. Впрочем, со своей задачей они справляются и помогают пассажирам не скончаться от духоты на станциях и во время длительных остановок.

Публика в слиппере поначалу будет осторожно приглядываться к вам, белым обезьянам, вытягивая шею и смущенно улыбаясь. После традиционной процедуры знакомства в стиле «Your name? Which country?» местные будут расспрашивать вас, пытаясь объясниться на ломаном английском, угощать разными вкусностями и фотографировать на память. Если путешествуете вы достаточно долго, можно познакомиться с половиной вагона, весело провести время и завести новых друзей. Согласитесь, это здорово!

Двери в вагон всегда открыты, и на каждой станции заваливается толпа разносчиков всяческой жрачки. Только и слышишь выкрики «Чай, чай!!!», «Пани уоооотер» (проще говоря, вода), «Томато суууп, чикен бириааааани!». Мерно постукивают колеса, вагон поскрипывает, ты высовываешься в окно навстречу ветру и улыбаешься…

По дороге в Мумбаи мы познакомились с классными ребятами 🙂

Катались мы на слиперах много раз, как сами, так и с нашими туристами. Ребята готовились к худшему (т.е. мы их готовили, на всякий случай), и были в итоге приятно удивлены, что все не так и страшно. Был, правда, один случай… Из-за ошибки в билетах нашей группе из 9 человек пришлось ехать из Варанаси в Агру всего на 4-х полках! Бррррр… Зато это происшествие здорово всех сплотило, приехали хоть и уставшие, но довольные 🙂

Что нужно иметь с собой для поездки в sleeper-вагоне?

  • Спальник

Белья, подушек и матрасов в слипере не предусмотрено, так что спальный мешок это must have, ибо спать на голых полках не очень приятно. Опять-таки, в холодное время года спальник жизненно необходим для тепла. Местные плотно заворачиваются и укрываются с головой простынями, напоминая лежбище мумий, но, на мой вкус, спальник все же предпочтительнее 🙂

  • Замок для багажа

Нужен он для того, чтобы надежно пристегнуть свой рюкзак под нижней полкой. Насколько эта мера актуальна, сложно судить. За все время знакомства с индийскими железными дорогами никто не делал попытки что-либо у нас увести. Но местные старательно свои вещи пристегивают, и мы берем с них пример (хотя, может быть, это они нас опасаются? :)) И, конечно, оставлять камеру, ноутбук и прочие гаджеты без присмотра не стоит.

Если вы не особо брезгливы, хотите в полной мере вкусить индийского колорита, познакомиться с местными и весело провести время, обязательно покатайтесь на поезде слипер-класса в Индии. В отличие от вагонов подороже, в которых публика взирает на вас с налетом превосходства, в слипере очень демократичная обстановка, и вы понимаете, как много среди индусов по-настоящему необыкновенных открытых и дружелюбных людей!

Самый дорогой способ передвижения в Индии по железным дорогам это купить билет в вагон класса 1A. Кондиционер, велюровые диваны, занавесочки и прочая атрибутика. Несмотря на дороговизну билетов, купе не закрывается, единственное, что помогает уединиться это занавеситься шторкой от окружающих.

Стоимость билета в First Class AC сравнима с авиабилетом и при всех равных явно проигрывает самолету в скорости. Считаю, что покупать билеты в First Class AC имеет смысл в самых безвыходных ситуациях.

Вагоны First Class AC есть далеко не во всех поездах, они не популярны у местного населения из-за своей дороговизны.

AC 2-tier sleeper (Code:2A)

Вагоны этого типа аналог нашего плацкарта, за исключением того, что полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда встречается некое убранство и украшательство в виде индивидуальных бра и скатертей на столах, в остальном типичный плацкарт.

Стоимость значительно дешевле, чем вагоны First Class AC.

First class (Code:FC)

Если ваша поездка длится несколько часов, то этот класс вагонов будет отлично подходить для таких коротких поездок. В купе продаются сидячие места, шесть человек в основном купе + два человека в боковинах.

AC 3 Tier (Code:3A)

Самый популярный тип вагона у иностранных туристов и местный мидл класс индусов. Все кто ездил в отечественном плацкарте сразу увидят сходство.

Из удобств, наличие кондиционера, есть возможность приобрести постель, приносят еду с привычными для европейца приборами. Про кондиционер, сложно сказать нужен ли он если ваше путешествие происходит в зимнее время и стоит ли за него переплачивать приобретая билет в вагон AC 3 Tier.

Основное население таких вагонов это средний класс Индии и туристы, если повезет, то поездка может быть весьма интересной.

AC chair Car (Code:CC)

Вагоны этого классы в основном есть в дневных поездах в качестве премиум-класса, сидячий салон с самолетными креслами. AC chair Car схож с First class (Code:FC) более комфортен но места для багажа тут не так много.

Sleeper Class (Code:SL)

Вот мы и приблизились к самым индийским вагонам во всех смыслах этого слова. Идеален для перемещения в жаркое время года, зимой может быть достаточно холодно из-за отсутствия оконного остекления. Sleeper Class (Code:SL) еще называют Second Class Sleeper, что одно и то же.

В купе три спальных полки, а стоимость билета сопоставима со стоимостью автобуса, но поездка будет более комфортной. В слиппере не бывает скучно, а через зарешеченные окна можно видеть и чувствовать настоящую Индию.

В слиппере можно выйти в тамбур, самостоятельно открыть дверь прямо во время хода поезда и увлекательно провести часы в поездке. Население слиппера, будет с интересом общаться, фотографировать Вас своими простенькими телефонами и Вы можете их фотографировать, они будут только рады.

Основным минусом таких поездок является потеря вещей. Покидая купе, попросите соседей приглядеть за вашим скарбом. В слиппере нет проводников, в вагон на станциях может зайти любой желающий. Во время всей поездки по вагонам разносят напитки (чай и кофе, воду), еду (рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Еда готовится в этом же поезде в специальном вагоне-кухне.

Second Sitting (Code:2S)

Это общий вагон и этом все сказано, в отличие от нашего общего вагона в Индии все намного интереснее.

Стоимость проезда тут доступна для большинства населения Индии, населенность таких вагонов максимальная, а билеты в них продают без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. Срок действия билетов зависит от расстояния путешествия. С таким билетом можно садиться в любой поезд, идущий в нужном направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой сколь угодно раз.

Second Sitting вагон не имеет спальных мест, при крайней мере в общий вагон можно садиться без билета, и его у вас никто не проверит.

В общем вагоне очень внимательно следите за своими вещами. Как правила в общих вагонах ездят самые бедные жители Индии, английски тут не понимают.

Поезда в Индии являются самым популярным и дешевым способом передвижения по стране. Альтернативы данному транспорту просто не существует, поэтому если вы запланировали самостоятельное путешествие по Индии, то вам явно придется познакомиться с особенностями железных дорог этой необыкновенной и колоритной страны. А наша статья даст вам всю необходимую информацию для того, чтобы сделать комфортным и запоминающимся.

Индийские поезда: общая информация

Путешествие на поезде в Индии вы не забудете никогда, независимо от того, какой вагон вы выберете. В любом случае поезд будет битком набит различным народом, желающим пообщаться с белым туристом, причем все индийцы будут крайне дружелюбны и активны. Если вы сторонитесь такого общения, то вам стоит покупать билеты самого высокого класса, чтобы свести к минимуму встречи с местными жителями. Но имейте в виду, что практически в любом поезде вы будете самой главной достопримечательностью, приковывающей всеобщие взгляды.

К сожалению, в Индии не такое уж редкое явление. Ежегодно статистика железнодорожных крушений пополняется приблизительно десятью новыми случаями, в которых количество жертв исчисляется сотнями. Чаще всего подобные происшествия вызваны большим износом железнодорожного полотна и человеческим фактором. Машинисты поездов обычно работают по несколько суток без пересменок, стараясь заработать побольше денег, что в итоге приводит к страшным крушениям.

Но все туристы, влюбленные в страну чайных плантаций и слонов, однозначно советуют на своем опыте узнать, как в Индии ездят на поездах. В противном случае вы так и не сможете по-настоящему проникнуться местным колоритом. А ведь за ним многие и приезжают в эту страну.

Путешествие на поезде: комфортный туристический вариант

Если вас никак не прельщает перспектива трястись в переполненном людьми вагоне, а посмотреть всю страну все-таки хочется, то для этих целей придуманы специальные туристические поезда в Индии. Их еще часто называют роскошными, и они предлагают путешественникам семидневные туры, во время которых вы увидите самые красивые места страны и сможете погрузиться в удивительную жизнь местных жителей.

В настоящий момент в Индии работает шесть подобных поездов, каждый из которых идет по собственному маршруту. Все вагоны в таких составах оборудованы кондиционерами и относятся к повышенному классу комфорта. За время недельного путешествия вы не будете испытывать абсолютно никаких неудобств, ведь в стоимость тура входит питание и несколько экскурсий.

Стоит учесть, что подобное путешествие довольно дорого стоит - цена тура на одного человека колеблется в пределах трех тысяч долларов.

Как выглядит индийский железнодорожный вокзал?

Поезда в Индии, фото которых мы представили в нашей статье, меркнут по сравнению с местными железнодорожными вокзалами. Они являются совершенно особенным местом, где в полной мере отражается менталитет индийцев. Стоит отметить, что вокзалы в маленьких городках выглядят довольно пустынно и чисто, здесь народ собирается только в момент прибытия поезда. Но вот станции крупных городов представляют собой совсем иную картину - здесь индийцы находятся днем и ночью.

Местное население не смущает толкучка, духота и полная антисанитария - они с удовольствием остаются ночевать на вокзале, располагаясь прямо на полу. Довольно часто у них с собой даже нет накидки или теплых вещей, поэтому они укладываются на газетку и проводят таким образом не одну ночь. Обычно спящего народа так много, что для того чтобы пройти до нужного места на перроне, необходимо переступать через спящих вповалку людей.

Каждый железнодорожный вокзал имеет кассу, но ее сотрудники практически не говорят по-английски, поэтому покупка билетов осложняется данным фактом. На некоторых вокзалах имеется специальная туристическая касса, здесь приобрести билеты будет значительно легче. К тому же они продаются по специальной квоте, созданной для туристов. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Классы поездов в Индии: вагоны

Если вы никогда не ездили на индийских поездах, то вам будет довольно трудно сориентироваться в многообразии классов и видов вагонов в железнодорожных составах. Мы попробуем прояснить ситуацию и облегчить вам процесс выбора нужного вагона. Итак, классы поездов в Индии:

О каждом из них мы расскажем подробнее, но учтите, что индийская система классификации предполагает наличие в одном составе вагонов разного класса. Как правило, один вагон соответствует определенному классу.

Общий вагон (GN): особенности путешествия

Можно сказать, что - это настоящий народный поезд в Индии. С людьми вам придется общаться каждую минуту, ведь их здесь будет даже излишне много. В этот вагон билеты продаются без места, поэтому люди набиваются не только в сам вагон и тамбур, но даже в туалет. Всю дорогу они будут петь песни, разговаривать и пытаться вас чем-то угостить.

Билет в общий вагон стоит по индийским меркам сущие копейки, здесь нет кондиционеров и стекол. На окнах стоят решетки, а на потолке расположены вентиляторы, которые, впрочем, никогда не работают.

Контролеры практически никогда не проверяют билеты в общем вагоне, поэтому здесь ездит масса "зайцев". На самом билете не указывается время отправления и номер поезда, здесь пропечатывается только станция отправления и конечный пункт. Многие путешественники пересаживаются за время пути с одного поезда на другой, главное, чтобы они шли по заданному направлению.

Плацкартный вагон (SL)

Этот вагон частот называют спальным, он имеет большое сходство с нашим привычным плацкартом. Внутри вагона нет кондиционеров, окна зарешечены и полностью продуваются. На потолке расположены многочисленные вентиляторы. Вместо привычных нам четырех полок в данном вагоне их шесть, они расположены в три ряда. Днем все пассажиры едут сидя, размещаясь по нижним полкам. Ночью появляется возможность лечь. Белье в плацкартных вагонах не дают, питание тоже не предусмотрено.

Плацкарт с кондиционером (3А)

Этот вагон мало отличается от предыдущего, он стоит немного дороже и имеет кондиционер, который никогда не выключается. В связи с этим в окнах вставлены стекла, и они наглухо закрыты. В таком вагоне практически нет посторонних и на ночь выдают белье с одеялом. За время путешествия к вам довольно часто заглянет проводник, что обеспечивает полную безопасность пассажиров.

Плацкарт с кондиционером второго класса (2А)

Поезда в Индии довольно редко оснащены подобными вагонами. Они имеют четыре полки и обычно отгораживаются от прохода шторками. Стоимость проезда в вагонах этого класса приравнивается приблизительно к трем десяткам долларов.

Сидячий вагон (СС)

Этот вагон напоминает автобус. Он оборудован несколькими рядами удобных кресел и кондиционером. К сожалению, на популярных индийских маршрутах данный вагон встречается очень редко.

Вагон первого класса (1А)

Это путешествие обойдется вам крайне дорого, в среднем оно приравняется к стоимости авиаперелета. Но зато вы окажетесь в двухместном купе с мягкими диванами и кондиционером. Перед отправлением поезда вы получите бутилированную воду, запасы которой можно бесплатно пополнять на каждой крупной станции. Учтите, что эта вода самая чистая в стране.

Если вы захотите перекусить, то можете заказать еду через проводника. Вам обязательно все принесут в самые кратчайшие сроки. Единственным минусом может быть ориентированность этой пищи на вкусы индийцев - она однозначно будет острой.

Классификация индийских поездов

Помимо классификации вагонов поезда в Индии тоже делятся на свои разряды. Самым удобным является экспресс, он двигается крайне быстро для Индии и обладает повышенным уровнем комфортности. К тому же экспрессы считаются самыми точными поездами, они опаздывают всего лишь на пару часов, что вполне нормально для индийских железных дорог.

Обычные поезда передвигаются очень медленно, до отказа набиты народом и отличаются невероятной антисанитарией. К тому же они имеют привычку опаздывать на десять-двенадцать часов.

Квоты на проезд

Индийские железные дороги имеют несколько вариантов квот на билеты. От них зависит, каким образом вы будете путешествовать, поэтому данная информация вам обязательно пригодится. Итак, квоты выглядят следующим образом:

  • подтвержденная (confirmed) - с таким статусом вы получите конкретное место в вагоне, которое будет вашим в течение всего путешествия;
  • половинчатая (RAC) - данная аббревиатура означает, что у вас есть половина места, которую вы будете делить с другим пассажиром, если кто-то не освободит подтвержденную ранее бронь;
  • без места (WL) - в этом случае вы имеете все шансы оказаться без места, если до вас не дойдет очередь (каждый билет имеет цифру, означающую количество человек на место перед вами).

Отдельно продаются билеты с туристической квотой, они являются подтвержденными, но продаются только в специализированных местах. Вы можете обратиться в кассу, работающую для иностранных туристов, либо в туристическое агентство. Но в последнем случае с вас возьмут еще процент за работу сотрудников туристической компании.

Как покупать билеты на поезд в Индии?

Как и в любой другой стране мира, в Индии вы можете купить билеты на поезд в железнодорожной кассе и через интернет. Покупка в кассе представляется весьма трудной, ведь английским языком на вокзале никто не владеет и здесь нет привычки вывешивать расписание поездов с указанием времени отправления. Но зато в этом случае вы получите бумажные билеты на поезд. Индия является страной, где на экране планшета или телефона может не оказаться весомым аргументом для посадки в поезд.

Если вы предпочитает покупать билеты только через интернет, то будьте готовы преодолеть ряд трудностей. К примеру, оплатить стоимость проезда можно только картой индийского банка. А главный сайт железных дорог не имеет мобильной версии, что делает покупку через телефон абсолютно невозможной. Помогут вам различные сайты-посредники, устанавливающиеся на любой телефон в качестве приложения и готовые за небольшой процент принять оплату вашей картой. Учтите, что в Индии билеты на поезд продаются за три месяца до поездки. Поэтому к моменту отправления поезда они практически полностью исчезают из продажи.

Индия - это яркая и самобытная страна, которая может предстать перед путешественниками в абсолютно необычном ракурсе. Чтобы увидеть все ее красоты, стоит рискнуть и приобрести билет на поезд. Мы уверены, что это будет ваше самое незабываемое путешествие в жизни.


Самое обсуждаемое
Острова Греции: Кефалония Острова Греции: Кефалония
Что посмотреть в Каталонии: природный парк Кап-де-Креус Кап де креус испания Что посмотреть в Каталонии: природный парк Кап-де-Креус Кап де креус испания
Откуда берутся коды аэропортов? Откуда берутся коды аэропортов?


top